Философия медицины, ее предмет, цели, задачи и основная проблематика

Проблемы философии медицины занимают сегодня в отечественной философской науке особое место. Процесс смены парадигм в медицинской сфере пока не завершен. Для медицины все еще не наступил звездный час признания ее некой завершенной, цельной наукой (наряду с физикой, химией, биологией и т. д.). Смене научной парадигмы, как правило, предшествует период, когда появляются такие научные результаты, которые невозможно вписать в существующую систему убеждений. В этом случае ученые обращаются «за помощью» к философии.

Так, всеобщее научное признание того, что элементарные частицы участвуют во всех видах взаимодействия, побудило ученых-медиков сосредоточить свое внимание на генах и молекулах, так как многие проблемы диагностики и лечения могут решаться только на молекулярном уровне, в оборудованных по последнему слову техники клиниках. Академик РАН и РАМН А. Н. Пальцев считает, что без молекулярной медицины в XXI веке не может быть эффективного врачевания. А для этого необходим тесный союз медицины с фундаментальными науками и философией.

Философия медицины как особо специфическая форма осмысления врачевания способствует созданию и обогащению поистине бесценной сокровищницы общезначимых идей. Она призвана выполнять такие наиважнейшие социальные и интеллектуальные функции в практическом здравоохранении, как мировоззренческая, методологическая, аксиологическая и многие другие. Философия медицины имеет прямое отношение абсолютно ко всем сферам познания феномена человека (его организма, души, воли, совести и т. д.). Что же касается теоретического медицинского знания, то здесь роль философии исключительно важна, прежде всего - в сфере углубленного осмысления целостного восприятия медиками научной картины мира и человека нем. Философия всегда была органично связана с теоретической медициной двумя ключевыми функциями.

Первая функция - методологическая. Философия как бы предлагает медицине всеобщий метод научно-теоретического постижения жизни. Вторая функция - аксиологическая. Она связана с внутренней этико-смысловой и социально-нравственной установкой, данной медику как хранителю здоровья.

К основным проблемам философии медицины относятся следующие:

- проблема субъекта и объекта в медицинском познании;

- связь медицины с другими явлениями культуры;

- проблема жизни и смерти;

- соотношение биологического и социального в здоровье и болезни;

- проблема понимания в медицине (медицинская герменевтика);

- проблема причинности в медицине;

- философско-этические проблемы медицины и др.

Проблема субъекта и объекта в медицине.

Медицинская деятельность структурна. Ее основными компонентами являются субъект и объект. Исходя из классического определения медицины как научной и предметно-практической деятельности, направленной на сохранение здоровья, избавление от болезней и продление жизни, объектом медицины является человеческий организм в норме и патологии. В то же время человек – существо общественное, по мере развития его социальных качеств, развития системы разнообразных взаимосвязей и взаимоотношений в обществе медицинская деятельность по профилактике и лечению заболеваний обращается уже не только к конкретному человеку, но и к обществу.

Это свидетельствует о расширении объекта медицины: им становятся целые коллективы, социальные общности, слои общества. Индивидуальный и общественный уровни связаны между собой диалектически: потребность в медицинской помощи носит общественный характер, но удовлетворяется она индивидуально. Кроме того, объект медицинского познания включает в себя природную среду обитания человека, различные природные явления, влияющие на состояние здоровья людей. Таким образом, объект медицины многоуровневый: индивидуальный – общественный, социальный – природный. Медицина может эффективно выполнять свои функции лишь при рассмотрении человека в его единстве с природной и социальной средой.

Субъект медицины так же сложен, как и ее объект. С одной стороны, это врач-профессионал, обладающий знаниями, умениями, навыками, опытом. Именно врач несет груз личной профессиональной, социальной, моральной ответственности за жизнь и здоровье пациента. С другой стороны, медицинская деятельность носит общественный характер. Врачебные коллективы, научно-исследовательские сообщества, медицинские службы и организации различного уровня обеспечивают уровень здоровья населения. И, наконец, сам человек в первую очередь ответствен за свое здоровье, от уровня его медицинской и общей культуры, от его умения объективно оценивать состояние своего организма во многом зависит точность постановки диагноза и успех лечения. Поэтому пациент, человек со своими психическими особенностями, моральными представлениями, уровнем культуры, образом жизни, также является субъектом медицинской деятельности.

Медицинская герменевтика.

Философская герменевтика сложилась как искусство толкования текстов. В современной философии герменевтика имеет более широкое значение – как учение о понимании. Основная задача герменевтики – выработать пути достижения адекватного понимания.

В медицинской деятельности проблема понимания имеет особое значение. Во-первых, понимание как основа познавательного процесса является обязательным условием трансляции медицинских знаний из теории в практику. Во-вторых, понимание – основа диагностического процесса, оно выступает фундаментом общения между врачом и пациентом. В-третьих, понимание необходимо для распространения медицинских знаний, развития медицинской культуры общества. В-четвертых, понимание является основанием соблюдения этико-деонтологических норм в медицине.

Медицинская герменевтика рассматривает три круга проблем:

- проблема понимания медицинских текстов (эта проблема связана с появлением широкого круга научно-популярной медицинской литературы, доступной широкому кругу людей, не имеющих медицинского образования);

- проблема понимания медицинской терминологии (связана с быстрым развитием медицинской науки, появлением новых методов диагностики и лечения, новых лекарственных средств);

- проблема понимания во взаимоотношениях врача и пациента.

Этические проблемы медицины.

Требования, предъявляемые к профессиональному поведению врача, составляют предмет медицинской этики. Медицинская этика изучает особенности возникновения и развития профессиональной морали медицинского работника, раскрывает нравственную ценность медицинского труда, значение нравственных принципов в исполнении профессионального долга.

Древнейший медико-этический документ – «Клятва Гиппократа», которую давали выпускники древнегреческой школы асклепиадов. В трудах Гиппократа рассматриваются проблемы взаимоотношений врача и больного, врачебной тайны, врачебной ошибки, эвтаназии. В России в развитие медицинской этики огромный вклад внесли Пирогов, Боткин, Бехтерев, Вересаев.

Одним из важнейших разделов медицинской этики является деонтология – наука о профессиональном долге врача. В ХХ в. в связи с развитием новых медицинских технологий появилась необходимость пересмотра многих принципов медицинской этики. В 70-х гг. Сформировалась новая наука – биоэтика («этика живого») – дисциплина, определяющая меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и о применении в медицинской практике новых научных знаний и медицинский технологий.

Объект и предмет медицины. Специфика медицины как науки

До сих пор идёт дискуссия по вопросу о том, является ли медицина самостоятельной наукой или же прикладным разделом биологии. Чтобы разрешить этот вопрос, надо принять во внимание, что критериями самостоятельности дисциплины в современной философии науки считаются следующие факторы.

Каждая самостоятельная наука должна обладать:

1) собственным предметом изучения (объекты изучения могут совпадать у разных наук; так, для психологии и анатомии человека им служит человек);

2) специфическими методами;

3) особой формой практической реализации знания;

4) специфическим категориальным аппаратом и языком - особыми категориями (главными понятиями).

Имеется в виду, что предмет науки, её методы, категории, связи с практикой не должны совпадать с соответствующими факторами других наук.

Рассмотрим, удовлетворяет ли медицина этим критериям. Первый из них – наличие специфического предмета, который не должен быть предметом других наук. У медицины есть такой предмет. Чтобы его установить, отметим вначале, что медицина в первую очередь изучает закономерности патологической жизнедеятельности организма и личности человека. Иногда эти закономерности некоторыми авторами и выдаются за предмет медицины. Но это слишком узкое его понимание.

Медицина, кроме патологических закономерностей, обязательно изучает закономерности и нормальной жизнедеятельности, поскольку патологическая жизнедеятельность есть отклонение от нормальной, и без знания последней нельзя познать болезнь. Поэтому настоящим предметом медицины является взаимосвязь процессов нормальной и патологической жизнедеятельности организма и личности человека. Учёт личностного начала отличает медицину от ветеринарии: животное является лишь организмом, а человек – взаимосвязанным единством организма и личности.

Пока общепринятой классификации медицинских наук нет. Многие авторы выделяют 3 группы медицинских дисциплин. 1-я группа – медико-биологические дисциплины. Они изучают общебиологические законы – законы строения и функционирования организма и личности. Это - нормальная анатомия, нормальная физиология, биофизика, биохимия, общая биология (генетика, теория эволюции), гистология, цитология, медицинская психология. В этой группе есть и дисциплины, изучающие общепатологические закономерности. Это - патологическая анатомия и патологическая физиология. Дисциплины 1-й группы изучаются в основном на первых 3-х курсах вуза.

2-я группа – клинические дисциплины. Они изучают частные патологические закономерности. Здесь много дисциплин в зависимости от изучаемой системы: офтальмология, урология, гастроэнтерология, неврология, стоматология, психиатрия и др. Они ещё делятся на детские и взрослые. Также выделяются дисциплины в зависимости от методов лечения – оперативных (хирургические дисциплины) и консервативных (терапевтические дисциплины).

3-я группа – социально-гигиенические дисциплины. Они изучают социальные закономерности и факторы, которые оказывают влияние на состояние здоровья людей. К таким факторам относятся экономические, политические, культурные и бытовые условия. В дисциплины этой группы входят история медицины, организация здравоохранения, общая и социальная гигиена, медицинское право, биоэтика.

К какому типу наук относится медицина. Очень часто её относят к естественным наукам. Даже в ваковской программе кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» медицина помещена в разделе «Естественные науки». Но это очень неполная характеристика медицины. Медицина включает в себя гуманитарное знание. Оно представлено медицинской психологией, психотерапией, психиатрией. Кроме этого, психологическую компоненту имеет любая клиническая дисциплина.

Человек представляет собой психосоматическое единство – единство души и тела. Поэтому эффективное лечение любой болезни требует учёта психологических моментов. Медицина также включает в себя социологическое знание – знание всех социальных факторов, влияющих на состояние здоровья людей. Наконец, в настоящее время в здравоохранении огромную роль играет медицинская техника, и техническое знание – это важный компонент медицины. Таким образом, медицина – это комплексная наука, включающая в себя естественнонаучное, гуманитарное, социологическое и техническое знание.

Второй критерий самостоятельности науки – наличие у неё особых методов. Медицина использует много методов частных наук – физики, химии, математики, например, спектральный анализ, химический анализ, методы статистики. Использует она и общенаучные методы – анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию, моделирование, эксперимент (последний имеет в медицине этические ограничения). Большое знание для медицины имеет и философский метод – диалектика с его принципами развития, системности, диалектического противоречия, детерминизма и др. Наряду с отмеченными медицина обладает и своими особыми методами. Это методы клинического наблюдения, диагностики, лечения и профилактики (предупреждения) болезней. Этими методами студенты овладевают при изучении клинических дисциплин. Квалификация врача в первую очередь определяется знанием именно этих методов и умением их применять применительно к конкретному пациенту.

Третий критерий самостоятельности науки – особая форма практической реализации теоретического знания. Для медицины такой формой служит система здравоохранения. В этой системе через деятельность врачей реализуются медицинские знания и способствуют сохранению и укреплению здоровья людей.

4-й критерий самостоятельности науки - наличия особых категорий. Медицина, естественно, как и любая другая дисциплина, использует понятия обыденного языка, многие понятия других наук, а также и общенаучные категории. Наряду с этим она имеет свои специфические категории и язык. Главными медицинскими категориями служат норма, патология, здоровье, болезнь. Рассмотрим их.

В средние века была распространена объективно-идеалистическая трактовка нормы. В этом случае под ней понимались такие показатели организма, которые обусловлены мировым разумом. Считалось, что мировой разум служит творцом всего окружающего мира, он его гармонизирует, устанавливает во всём правильные отношения, в том числе и в организме человека. В настоящее время такое понимание нормы встречается очень редко.

В первой половине 20-го века определённой популярностью пользовалась субъективно-идеалистическая конвенциональная трактовка нормы. Под ней понимались такие показатели организма, которые медицинское сообщество договорилось считать нормальными, т.е. норма – это результат соглашения между медиками. А объективно (т.е. независимо от сознания врачей) норма, согласно конвенционализму, не существует. В мировой медицине такая трактовка была подвергнута справедливой критике, и сейчас преобладающей стала диалектико-материалистическая трактовка нормы.

При такой трактовке считается, что норма имеет объективный характер, а её сущность выявляется на основе диалектического закона перехода количества в качество и философской категории меры. Напомним, что согласно закону перехода количества в качество и обратно, вначале происходят количественные изменения, а качество системы ещё не меняется. Когда же количественные изменения достигают критической величины – границы меры, - то происходит качественное изменение (старое качество исчезает и возникает новое). Потом опять наблюдаются количественные изменения до следующего качественного изменения. Например, при нагревании воды от минус 20 градусов качественные изменения (агрегатного состояния) происходят дважды: на границах ноль и 100 градусов. Мера это тот интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество. Для воды в состоянии «жидкость» эта мера – интервал 0-100 градусов.

В биологии и медицине философской категории меры соответствует понятие нормы. Норма – это мера здоровья, тот интервал изменений показателей организма, который характерен для состояния здоровья. Например, температурная норма у человека – интервал 36-37 градусов, норма систолического давления - 100-130 мм. рт. ст. Как и любая мера, норма имеет нижнюю и верхнюю границы. Если в организме возникает патологический процесс, то показателя организма начинают изменяться, и пока они не выходят за границу нормы, сохраняется состояние здоровья. Когда же показатели выходят за пределы нормы, то это уже свидетельствует о том, что состояние здоровья сменилось состоянием болезни. Отклонение показателя от нормы – это патология, симптом болезни. А по симптомам ставится диагноз. Таким образом, знание нормы совершенно необходимо для постановки диагноза. Без знания нормы диагностика невозможна.

Практическое установление нормы является весьма сложной проблемой. Это связано, во-первых, с тем, что норма индивидуальна, и норма одного человека может совпадать, а может и не совпадать с нормой другого. И, во-вторых, норма изменчива: у одного и того же человека она может изменяться в зависимости от возраста, перенесённых заболеваний, питания, занятий физкультурой, режима и других составляющих образа жизни. В настоящее время пока пользуются средней для всех людей нормой, эти показатели обычно и приводят в учебниках. Но с помощью средней нормы не всегда можно точно установить патологию. Перспектива более точного установления патологии – изучение систем саморегуляции в организме. Норма – это оптимум функционирования. И когда мы хорошо будем знать системы регулирования, то сможем для каждого организма вычислять его индивидуальную норму. Ещё одна трудность при диагностике заключается в том, что не всякая норма может быть выражена численно, например, цвет слизистой оболочки, состояние кожи, плотность ткани при пальпации и др. В этом случае большое значение имеет опыт и интуиция врача.

Отклонение показателя от нормы есть патология. Патология – это интервал изменений показателей организма, характерный для состояния болезни. Норма плюс патологии вместе составляют меру жизни, или границы жизни, – тот интервал изменений показателей организма, при котором организм может оставаться живым. Выход показателей за границу жизни означает смерть. Например, повышение температуры тела выше 41-го градуса у мужчин и выше 42-х градусов у женщин приводит к смерти.

Смерть

Границы жизни: норма плюс патология Патология (соответствует состоянию болезни, например, температура тела 37-42 градуса)
Норма (соответствует состоянию здоровья, например, температура тела 36-37 градусов)
Патология (соответствует состоянию болезни)

Смерть

Рис. Норма, патология, границы жизни

Жизнь существует в двух формах – в форме здоровья и форме болезни. Конечно, лучше быть здоровым, чем больным. Но болезни пока постоянно сопровождают жизнь людей, и, по-видимому, на планете не было ни одного человека, который бы когда-либо не болел. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Такое понимание здоровья служит не отражением реального состояния людей, а скорее идеалом, к которому, конечно, надо стремиться. В настоящее время едва ли на планете найдётся человек, соответствующий определению ВОЗ. Трудно также установить, как на практике использовать определение ВОЗ.

Можно определить здоровье как состояние, при котором показатели организма и личности соответствуют норме. Такое определение является правильным, но слишком бедным: оно не говорит о том, в чём это состояние заключается.

Более богатое определение здоровья можно дать, если использовать мысль Маркса о том, что «болезнь есть стеснённая в своей свободе жизнь», а также принять во внимание, что способом существования человека служит деятельность. Именно через различные виды деятельности человек выполняет свои социальные функции – функции обучения, повышения квалификации, самосовершенствования; трудовые функции; родительские функции; гражданские, супружеские и дружеские функции.

С учётом сказанного, можно дать такое определение: здоровье – это такое состояние организма и личности, при котором их показатели соответствуют норме, а человек в полной мере может выполнять свои социальные функции. Соответственно в состоянии болезни он не может в полной мере выполнять свои социальные функции. Поэтому в цивилизованном обществе, исходя из принципа гуманизма, чтобы не происходило разрушения организма и личности, на время болезни человека освобождают от выполнения трудовых, учебных и иных функций. Чтобы человек не пострадал материально, работающим пациентам оплачивается больничный лист.

Приведём ещё некоторые дополнительные характеристики болезни. В свете категорий сущности и явления, болезнь есть единство сущности (этиологии и патогенеза – детерминирующих факторов и внутреннего механизма болезни) и явлений (симптомов – внешних обнаружений патогенеза). Симптомы как феноменальное бытие постигаются в ходе чувственного познания с помощью органов чувств, а патогенез и этиология – постигаются разумом, т.е. в ходе размышлений врача.

В свете закона диалектической противоречивости болезнь есть единство двух противоположностей:

1) процессов повреждения, деструкции (вызванных внешними и внутренними факторами – инфекцией, токсинами, радиацией, генетическими изменениями, температурными и механическими воздействиями и др.)

2) процессов компенсации, защиты.

Если преобладает деструкция, то болезнь усиливается; если превалирует защита, то идёт выздоровление; при их равновесии наблюдается хроническое течение болезни. Задача врача – ослаблять деструкцию и усиливать защиту. Принцип: «Врач, не навреди!» недостаточен, односторонен. Правильный принцип: «Врач, не навреди и помоги!».

Каковы основные функции медицины. Изначально, в ходе зарождения медицины она выполняла 2 функции – диагностики и лечения болезней. Когда медицина стала уже развитой наукой, у неё появилась 3-я функция – профилактика (предупреждение) болезней и укрепление здоровья. В установлении цели профилактической медицины важны категории возможности и действительности.

Болезнь в своём возникновении проходит 3 стадии:

1)формальная возможность болезни (например, организм без вируса гриппа и без простуды)

2) реальная возможность болезни (организм с вирусом гриппа)

3) болезнь как действительность (организм с вирусом и простудой). Задача медицины – не давать возможности болезни превращаться в действительность. Наилучший, идеальный вариант – не допускать возникновения реальных возможностей болезни. Формальная же возможность принципиально неустранима: каким бы крепким и закалённым ни был человек, если он получит экстремальное воздействие (например, мощную дозу облучения или пищевого яда), то непременно возникнет болезнь.

Сказанное позволяет заключить, что медицина - это система знаний о взаимосвязи процессов нормальной и патологической жизнедеятельности организма и личности человека; эти знания используются для диагностики, лечения, профилактики болезней и повышения уровня здоровья людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: