Локальное регулирование труда

Тема 3. Формы регулирования труда работников. Система и особенности источников трудового права

6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования труда.

7. Локальное регулирование труда.

8. Сочетание коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования условий труда.

9. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц, во времени и в пространстве.

10. Судебная практика и ее роль в регулировании социально-трудовых отношений.

Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования труда

Согласно п. 1 ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство относится к совместному ведению РФ и ее субъектов. Это конституционное положение конкретизировано ст. 6 ТК РФ. Перечень исключительных полномочий федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений носит исчерпывающий характер.

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

- основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

- обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

- порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

- основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

- порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

- порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда;

- порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

- виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

- систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

- особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Субъекты РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (т.е. регионы несут материальную нагрузку в отношении принятых ими решений).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы тп. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с ним.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы тп, противоречит ТК РФ или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, применяется ТК РФ или иной ФЗ.

Вышеперечисленные полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Локальное регулирование труда

Субъектами локального нормативного правотворчества являются работодатель и коллектив работников организации; она является одной из форм участия работников в управлении организации; ее сфера действия - конкретная организация, в которой была принята данная локальная норма трудового права.

Локальное нормативное регулирование характеризуется большим динамизмом, чем государственное. Локальные нормативные акты носят подзаконный характер, поскольку они, главным образом, дополняют,уточняют и конкретизируют положения законодательных и иных нормативных актов, принятых компетентными государственными органами, и не могут снижать и ухудшать уровень условий труда, установленный в централизованном порядке.

Не все отношения, регулируемые законами и иными нормативными актами трудового законодательства, могут быть предметом регулирования локальными нормативными актами. К ним, например, относятся отношения, урегулированные государством в централизованном порядке нормами императивного характера. Это касается, главным образом, отношений, непосредственно связанных с трудовыми: по надзору и контролю за соблюдением норм по охране труда и трудового законодательства; по материальной ответственности сторон трудового договора; по разрешению трудовых споров.

В ТК РФ, как и в прежнем законодательстве о труде, отсутствует легальное определение понятия локального нормативного акта. В ст. 8 ТК РФ лишь установлено право работодателя принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Правом принимать ЛНА наделены все работодатели, в т.ч. ИП. Не создают ЛНА только работодатели физические лица, не являющиеся ИП.

В соответствии со ст 309.2 ТК РФ работодатели, субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, могут отказаться от принятия ЛНА, включив все вопросы, которые должны согласно трудовому з-ву ими регулироваться в состав тд. (Сейчас, пока мы с вами еще не изучаем особенности регулирования труда отдельных категорий работников, не будем подробно останавливаться на данном субъекте тп, скажем лишь, что для микропредприятий сущ. ограничения по численности раб и доходам).

ТК не содержит и перечня документов, которые можно считать локальными актами.

Для его определения лучше воспользоваться положениями ст. 8 ТК РФ: локальный нормативный акт – документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

А вот по поводу того, какие акты следует отнести к локальным, мнений достаточно много. Бесспорно, локальными актами являются правила внутреннего трудового распорядка, различные положения (о персональных данных, об оплате труда, об аттестации, об установлении норм труда), инструкции по охране труда и т. п. Некоторые специалисты относят к локальным актам также штатное расписание и график отпусков, а некоторые – и приказы руководителя.

Мы не можем согласиться с тем, что приказы являются локальными нормативными актами. Они относятся к организационно-распорядительным документам, как и табели учета рабочего времени, графики сменности и др.

Что касается штатного расписания и графика отпусков, Роструд, например, неоднократно относил их к локальным нормативным актам (см., например, письма Роструда от 22.03.2012 № 428‑6‑1, от 31.10.2007 № 4414‑6).

Не относятся к локальным нормативным актам коллективные договоры и соглашения.

К основным общим требованиям, предъявляемым к ЛНА можно отнести следующие:

- локальный нормативный акт принимается работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников (в случаях, установленных ТК РФ);

- нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ);

- локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения работника под роспись;

- локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.

Локальные нормативные акты можно разделить на обязательные (наличие которых в организации установлено законодательством) и необязательные (которые работодатель принимает по своему усмотрению).

К обязательным, в частности, относятся:

документ, устанавливающий порядок обработки и защиты персональных данных, например Положение о персональных данных (п. 8 ст. 86 ТК РФ);

документ, устанавливающий систему оплаты труда, например Положение об оплате труда (ч. 4 ст. 135 ТК РФ);

правила внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 189 ТК РФ);

правила и инструкции по охране труда (ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

документ, определяющий порядок аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).

К необязательным локальным актам можно отнести положения о персонале, о добровольном медицинском страховании и т. д.

По сфере действия локальные нормативные акты могут быть общего характера, которые распространяются на всех работников организации (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и т. д.), и специального (положения о направлении в командировки, о вахтовом методе работы, о возмещении расходов при переезде в др. местность и др.).

И наконец, по способу принятия локальные акты можно разделить на:

принимаемые работодателем единолично;

принимаемые с учетом мнения представительного органа работников в порядке ст. 372 ТК РФ (при наличии такого).

Кроме этого, принятие иных локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть установлено коллективным договором, соглашениями.

Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

С учетом мнения представительного органа работников принимаются, например, локальные акты о порядке аттестации сотрудников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ), о системе оплаты труда в организации (ст. 135 ТК РФ), правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), документы, устанавливающие формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: