Правовые аспекты защиты детей в семье

В соответствии с Конвенцией ООН Россия приняла на себя обязательства по обеспечению прав ребенка, в соответствие с этим приведено внутреннее законодательство. В стране действуют около 150 законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся в той или иной мере прав детей. Охрана интересов детства в семье регулируется нормами семейного права и базируется на нормативных документах.

Так, в ст. 38 Конституции РФ говорится, что «забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей»; «трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

Основными законодательными актами, регулирующими семейные отношения, являются Семейный кодекс (СК) РФ (составной частью семейного законодательства являются нормы международного права и международные договоры РФ в области семейного права), Гражданский кодекс РФ и другие нормативные акты.

Семейный кодекс РФ развивает конституционные положения о защите семьи, материнства, отцовства и детства со стороны государства. В этом документе рассматриваются основные аспекты социально-правовой защиты интересов ребенка: круг регулируемых семейным законодательством отношений, например правоотношений между родителями и детьми; права и обязанности родителей и детей; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В нем зафиксирован главный принцип семейного права — принцип приоритетности семейного воспитания несовершеннолетних детей.

Основные права детей (гл. 11 СК РФ):

1) право ребенка жить и воспитываться в семье (ст. 54);

2) право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55);

3) право на защиту (ст. 56);

4) право выражать свое мнение (ст. 57);

5) право на имя, отчество, фамилию (ст. 58);

6) имущественные права детей.

Имущественные права определяются гражданским и семейным законодательством. «Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка» (ст. 60 СК РФ). При судебном разделе имущества не подлежат разделу: имущество, принадлежащее ребенку (полученное им в дар, по наследству, приобретенное на его собственные средства); денежные вклады, внесенные на имя ребенка, независимо от того, кто и когда их сделал; доходы (стипендии и другие виды заработанных самим ребенком средств). Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка. По взаимному согласию родители и дети, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга. К имущественным правам в сфере семейных отношений относится и право на получение содержания от родителей и других лиц, которые по закону обязаны ребенка обеспечивать.

Права и обязанности родителей (гл. 12 СК РФ);

1) родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (ст. 61);

2) имеют право и обязаны воспитывать своих детей (ст. 63). Недопустимо причинение вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;

3) имеют право и обязаны представлять и защищать интересы ребенка, являясь законными представителями своих детей (ст. 64);

4) выбрать имя и фамилию ребенка, определить его место жительства, обеспечить семейное воспитание;

5) защищать свои родительские права, потребовав возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители могут обратиться по этому поводу в суд за защитой своих прав.

При раздельном проживании родители выплачивают алименты на содержание ребенка (официально устанавливается порядок, форма и размер выплат) (ст. 80 — 120 СК РФ).

Родители могут быть привлечены к участию в несении дополнительных расходов при исключительных обстоятельствах в жизни ребенка — тяжелая болезнь, увечье, необходимость постороннего ухода и т. и., к оказанию материальной помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям.

Действующим законодательством предусмотрены меры ответственности родителей за ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей: ограничение и лишение родительских прав в судебном порядке.

Конечно, с помощью правовых мер, и в частности семейного законодательства, нельзя заставить родителей любить своих детей, заботиться о них. Тем не менее действующее российское право как главная юридическая составляющая социальной защиты ребенка, его интересов должно гарантировать надлежащее выполнение его норм.

Нормативно-правовое регулирование социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Выделяются следующие категории детей:

- дети, проживающие в малоимущих семьях (как правило, в многодетных и неполных);

- дети-инвалиды;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- вынужденные мигранты;

- безнадзорные дети;

- дети — жертвы насилия;

- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

- дети с отклонениями в поведении;

- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств (ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Охарактеризуем социальную защиту некоторых категорий детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Социальные льготы для многодетных семей.

Указом Президента РФ № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» определены следующие льготы таким категориям семей:

- скидка в размере не ниже 30 % от установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого для отопления в пределах норм, установленных на данной территории;

- бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;

- бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов для учащихся общеобразовательных школ;

- прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

- бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений за счет отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

- бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в школе за счет внебюджетных средств;

- бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок один раз в месяц;

- оказание необходимой помощи многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, выделение для этих целей земельных участков, а также предоставление льгот по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставление безвозмездной материальной помощи или беспроцентных ссуд для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

- обеспечение первоочередного выделения садово-огородных участков;

- содействие предоставлению льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;

- при разработке региональных программ занятости учет трудоустройства многодетных родителей на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.д.); организация их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.

В органах социальной защиты населения отсутствует комплексный подход к решению проблем многодетных семей; основное внимание уделяется материальному положению семьи, как правило, в рамках существующего законодательства (федерального и регионального), определяются, например, размеры детских пособий. Однако незначительные размеры пособий, как и льготы, не решают проблемы многодетных семей, поэтому в дальнейшем такой подход государства к социальной защите семьи вряд ли улучшит демографическую ситуацию в стране.

Социальные льготы и пособия для детей из неполных семей. Российское законодательство не предусматривает определенных льгот для неполных семей, за исключением случаев, когда отдельные члены семьи относятся к контингенту граждан, для которых установлены социальные льготы: пенсионеры, многодетные семьи, семьи с ребенком-инвалидом, граждане, имеющие особые заслуги (Герои Советского Союза, России, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, полные кавалеры ордена Славы), а также пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф (катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне) и т. п. Основанием для введения льгот являются низкие доходы и особые заслуги.

Члены неполной семьи имеют право на получение пенсии по случаю утраты кормильца. Матерям-одиночкам в соответствии с региональным законодательством может быть предусмотрено право на получение ежемесячного пособия на ребенка в более высоком размере. После развода родитель, с которым проживают несовершеннолетние дети, имеет право на содержание несовершеннолетних детей посредством выплаты другим родителем алиментов (ст. 80 — 92, 106 — 120 Семейного кодекса РФ).

Федеральный закон № 125ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает льготные условия приема детей из неполной семьи в высшие учебные заведения. Согласно ст. 11 данного закона граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, принимаются в федеральные государственные высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.

Если неполная семья является малообеспеченной (малообеспеченной считается семья со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума), то ей предоставляются субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсационные выплаты на питание учащихся (или бесплатное питание на усмотрение администрации школы), а также единовременная материальная помощь. Во многих субъектах Российской Федерации адресная социальная помощь предоставляется детям из малообеспеченных неполных семей за счет средств региональных бюджетов, общественных организаций, спонсоров в виде социальных пособий, социальных услуг, натуральной помощи.

Таким образом, неполным семьям оказывается материальная помощь, размеры которой преимущественно зависят от наличия средств федеральных и в большей степени региональных бюджетов, а также добровольных пожертвований граждан. Однако для того, чтобы неполная семья могла адаптироваться в современном социально-экономическом пространстве, ей необходимо занять достойное положение во всех сферах общества, что обязывает к интегративному подходу в области ее социальной защиты.

Социальная защита детей-инвалидов и порядок предоставления льгот семьям, имеющим детей-инвалидов. Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которым инвалидам (в том числе и детям-инвалидам) гарантируется социальная защита — система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов — это система мер, обеспечивающая им социальные гарантии и устанавливаемая законами, иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Закон определяет меры социальной защиты детей-инвалидов — их реабилитацию и обеспечение жизнедеятельности.

Под реабилитацией понимается система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

- восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно курортное лечение;

- профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

- социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень соответствующих мероприятий, средств и услуг утверждается Правительством РФ. Технические средства реабилитации передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Обеспечение жизнедеятельности детей-инвалидов ведется по следующим направлениям:

1. Оказание медицинской помощи. Осуществляется в соответствии с законодательством в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

2. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации. Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации путем обеспечения выпуска литературы для инвалидов по зрению, приобретения периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных учреждений и библиотек.

3. Обеспечение беспрепятственного доступа детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры путем создания условий (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

4. Обеспечение семей с детьми-инвалидами жилой площадью. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством.

5. Воспитание и обучение детей-инвалидов. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные возможности и создаются условия для их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать детские дошкольные учреждения общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Пребывание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях оплачивается из средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

6. Ежемесячная денежная выплата детям-инвалидам. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату.

Вступил в силу п. 2 ст. 28.1 Федерального закона № 122ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно данному пункту сумма ежемесячной денежной выплаты исчисляется и выплачивается с учетом индексации (изменения) суммы ежемесячной денежной выплаты и стоимости набора социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и по другому нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом РФ № 12441 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), ему предоставляется лишь одна ежемесячная денежная выплата по его выбору. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ.

7. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Российская Федерация передает региональным органам государственной власти полномочия, связанные с предоставлением мер социальной поддержки этих категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и улучшению жилищных условий.

Дети-инвалиды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети до 4 лет с поражением опорно-двигательного аппарата и снижением умственного развития помещаются в специализированные дома ребенка (учреждения здравоохранения), где получают уход и лечение. Дети с нерезко выраженными аномалиями физического и умственного развития обучаются в специализированных школах-интернатах (учреждениях образования). В домах интернатах системы социальной защиты населения воспитываются дети в возрасте от 4 до 18 лет, имеющие более глубокие психосоматические нарушения. Дети, нуждающиеся в особом уходе вследствие сильных аномалий в развитии, помещаются в специализированные дома-интернаты (учреждения социальной защиты населения). В реабилитационных учреждениях дети обучаются по программе общеобразовательной школы.

Детям и подросткам, подвергшимся воздействию радиации в связи с аварией на ЧАЭС, в соответствии с Федеральным законом № 12441 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (№ 207ФЗ) и постановлением Правительства РФ № 246, предоставляются следующие меры социальной поддержки (ст. 25).

Одному из родителей либо бабушке, дедушке, опекуну (попечителю) детей и подростков в возрасте до 18 лег, проживающих в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированных и переселенных из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, кто на день эвакуации находился во внутриутробном состоянии, а также детям первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 ч. 1 ст. 13 данного закона, родившимся после радиоактивного облучения одного из родителей, гарантируют следующие виды социальной поддержки:

1) пребывание с больным ребенком в лечебном учреждении (по рекомендации врачей) в течение всего времени лечения;

2) получение пособия по временной нетрудоспособности за все время болезни ребенка в размере 100 % среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год, независимо от наличия непрерывного трудового стажа, необходимого для получения этого пособия;

3) ежемесячная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям, а также ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям.

Детям и подросткам, имеющим заболевания вследствие чернобыльской катастрофы или радиоактивного облучения одного из родителей, гарантируется социальная поддержка, предусмотренная ст. 14 данного закона. Эти меры социальной поддержки распространяются и на последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или радиоактивного облучения одного из родителей.

Закон предусматривает ежемесячное, пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения им возраста трех лет. При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100% заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком (ст. 18).

В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления таких льгот.

Учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т. п.). Причем занимаемое им жилое помещение может быть заменено на другое равноценное жилье (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т. п.).

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, — сироты или оставшиеся без попечения родителей по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% оплаты жилья в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом, в том числе в виде отдельной комнаты, не считается излишней и подлежит оплате с учетом предоставляемых льгот.

Федеральный закон № 125ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает льготные условия приема детей-инвалидов в высшие учебные заведения. Согласно ст. 11 данного закона дети-инвалиды, инвалиды I и 11 групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях, принимаются в федеральные государственные высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия и учреждения, профсоюзные организации могут принимать в пределах своих полномочий дополнительные меры по улучшению положения семей с детьми-инвалидами.

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Обязанности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагаются на органы опеки и попечительства местных органов власти, в отношении недееспособных или частично недееспособных родителей — на отделы здравоохранения; в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, — на отделы социального обеспечения.

На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей и последующему контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Организация и деятельность органов опеки и попечительства осуществляются на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ (ст. 34, 35, 39), Семейного кодекса РФ (ст. 121 — 125).

В России сложилось разнообразие типов и видов социально-педагогической и правовой защиты детей-сирот, обусловленное запросами и возможностями социума и требованиями педагогической целесообразности:

- детский дом (для детей раннего, дошкольного и школьного возраста; смешанный);

- детский дом-школа;

- школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении;

- специализированный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии;

- семейный детский дом;

- негосударственный детский дом;

- приюты и социальные гостиницы;

- патронатная семья;

- приемная семья;

- опека и попечительство;

- усыновление.

В соответствии с международным и российским законодательствами определены следующие основные формы устройства ребенка, замещающие его родную семью: усыновление, опека (попечительство) и приемная семья (в различных ее видах). Российское законодательство отдает предпочтение воспитанию детей сирот в условиях семьи (усыновление, удочерение, опека, попечительство или приемная семья).

Российским государством предусмотрены дополнительные виды пособий и льгот для детей-сирот в Федеральном законе № 159ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В этом законе определены гарантии их социальной зашиты.

Федеральные и местные органы исполнительной власти разрабатывают и исполняют целевые программы по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для таких детей (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей (ст. 4).

Следует отметить, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают одинаковыми правами, гарантированными законом. Они пользуются дополнительными гарантиями права на образование (ст. 6). После получения основного общего или среднего (полного) общего образования они имеют право посещать курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы.

Кроме того, имеют право на получение 1-го и 2-го бесплатного начального профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими образовательного учреждения и при выпуске обеспечиваются одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием. Учащиеся федеральных государственных образовательных учреждений находятся на полном государственном обеспечении, кроме этого, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 % по сравнению с размером стипендии, установленной в данном образовательном учреждении; они получают также ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии; заработную плату, начисленную в период производственного обучения и производственной практики (данные вопросы находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и/или нормативными правовыми актами органов исполнительной власти).

Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кроме тех, кто продолжает обучение по очной форме в учреждениях профессионального образования, за счет государственных средств обеспечиваются одеждой, обувью и т.д. по нормам, утверждаемым Правительством РФ (по желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация на их приобретение либо перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации), а также единовременным денежным пособием.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Данный порядок определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении (в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров), путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно (ст. 7).

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), предоставляются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение (это право сохраняется за ними на весь период их пребывания в социальных учреждениях, службы в рядах Вооруженных Сил РФ, а в случае отсутствия закрепленного жилого помещения они обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам (ст. 8).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на основании Федерального закона № 125ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» принимаются вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в федеральные государственные высшие учебные заведения.

Социальная защита детей семей мигрантов. Важную роль в реализации миграционной политики, и в частности в осуществлении помощи государства несовершеннолетним мигрантам, сыграла Федеральная целевая программа «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» которая была включена в состав Президентской программы «Дети России» (утверждена постановлением Правительства РФ № 1207). Она была направлена на создание условий для обучения и воспитания, а также гармоничного физического, психологического и культурного развития детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев.

Программа реализовывалась по следующим основным направлениям:

· зашита, эвакуация и размещение детей в условиях межнациональных и военных конфликтов;

· обустройство детей, проживающих без родителей;

· помощь детям, находящимся в центрах временного размещения вынужденных переселенцев;

· медицинское обслуживание и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия;

· социальная поддержка семей беженцев и вынужденных переселенцев, имеющих несовершеннолетних детей;

· развитие материально-технической базы учреждений образования, принимающих детей из таких семей;

· организация отдыха и оздоровления этих детей;

· создание условий для их эстетического воспитания и развития творческих способностей.

Реализацией основных направлений программы занимались как федеральные, так и региональные структуры.

Наряду с приказами органов управления здравоохранением и Центра госэпидемнадзора в насыщенных мигрантами субъектах Российской Федерации (Северный Кавказ, Московская, Воронежская, Астраханская области и т.д.) были утверждены порядок обеспечения медико-санитарной помощи и санитарно-эпидемиологического благополучия беженцев и временных переселенцев, а также временные санитарные правила и нормы содержания,

организации режима питания детей. Медицинское обеспечение детей-мигрантов осуществлялось территориальными лечебно-профилактическими учреждениями по месту их проживания в объеме программ обязательного медицинского страхования. Детям-мигрантам, находившимся в центрах временного размещения, оказывалась необходимая помощь. Они проходили первичное медицинское обследование, включающее осмотр, санитарную обработку, проведение анализов, а также лечение. Создавались условия для организации обучения детей-мигрантов в детских дошкольных и образовательных учреждениях (обеспечивалось питание, предоставлялись учебники и школьные принадлежности, приобретались одежда и обувь).

В целях оказания адресной материально-технической помощи в Министерстве образования и науки РФ создается банк данных несовершеннолетних этой категории, а также таких образовательных учреждений, которые могли бы принять детей на временное размещение. Для них издаются комплекты языковой подготовки для слабо владеющих русским языком. На базе городских и районных реабилитационных центров апробируются и внедряются программы реабилитации детей, пострадавших во время межнациональных военных конфликтов.

Таким образом, социальная защита детей семей беженцев и вынужденных переселенцев носит комплексный характер, в ней принимают участие многие ведомства федерального и регионального уровней.

Социальная помощь безнадзорным детям. Период глубоких социальных и экономических трансформаций, переживаемых Россией, породил в стране такие почти забытые социальные явления, как бродяжничество, попрошайничество, беспризорность. Рост числа уличных детей становится ощутимой социальной проблемой прежде всего в больших городах. Отсутствие единой государственной статистической базы данных о безнадзорных несовершеннолетних, а также о детях группы социального риска не позволяет оценить реальные масштабы этого явления. По оценкам экспертов, безнадзорных и беспризорных детей от нескольких тысяч до нескольких миллионов.

Государство осознает остроту этой проблемы и направляет свои усилия на сокращение и профилактику детской безнадзорности.

В Федеральном законе № 120ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определены следующие направления деятельности:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение зашиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней. Профилактика безнадзорности предполагает индивидуальный подход к несовершеннолетним и соблюдение конфиденциальности полученной информации, государственную поддержку деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений, ответственность должностных лиц и граждан за нарушение их прав и законных интересов.

Согласно ст. 1 этого закона профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, которые порождают безнадзорность, беспризорность, правонарушения и антиобщественные действия несовершеннолетних.

Эти меры осуществляются наряду с индивидуальной профилактической работой с теми, кто находится в социально опасном положении.

В настоящее время развиваются принципиально новые социальные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, растет сеть специализированных социально-реабилитационных учреждений во всех субъектах Российской Федерации. Это позволяет помещать оставшихся без попечения детей в нормальные условия содержания, психологически подготовить их к новым для них условиям проживания.

Таким образом, наиболее характерными чертами отечественной модели социальной защиты детства в современных условиях являются интегрирование российской системы социальной защиты детства в международную, совершенствование законодательного регламентирования, расширение субъектов помощи. Организационную основу государственной политики по социальной защите детства составляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие деятельность, связанную с защитой прав и законных интересов детей, а также общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: