Учебная деятельность как основа процесса обучения

(Слайд 8)  В основе процесса обучения языку лежит учебная деятель­ность, осуществляемая с целью передачи (получения) знаний и формирования речевых навыков и умений. Учебная деятель­ность, как и любой интеллектуальный акт, характеризуется нали­чием мотива, плана ее выполнения (замысла), исполнения и кон­троля.

Структурная организация учебной деятельности включает:

1) мотивацию как побуждение к деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности;

2) учебную задачу, предлагаемую в форме учебного задания. Важно, чтобы учебная задача была доступна учащимся. В ее ка­честве могут быть, например, такие: «Слушайте объяснение», «От­вечайте на вопросы», «Участвуйте в общении», «Записывайте»;

3) решение учебной задачи посредством выполнения учебных действий, которые направлены на усвоение материала, его закре­пление и применение в различных ситуациях общения в резуль­тате выполнения подготовительных, условно-речевых и речевых упражнений;

4) контроль преподавателем выполнения учебных действий, переходящий в самоконтроль;

5) оценку преподавателем качества выполнения учебных дей­ствий, переходящую в самооценку.

На занятиях по языку структура учебной деятельности реали­зуется в виде следующих этапов обучения: установка, объясне­ние, закрепление, развитие, контроль, оценка. Учебная деятельность носит цикличный характер и включает перечисленные эта­пы обучения, реализуемые на каждом уроке или серии уроков.

Процессуальный характер учебной деятельности проявляется в следующих ее особенностях:

1) учебная деятельность протекает в форме взаимодействия преподавания и учения. Взаимосогласованность этих компонен­тов обеспечивает функционирование учебного процесса;

2) учебная деятельность характеризуется динамизмом, обес­печивающим продвижение обучающихся по учебной программе в направлении овладения ее содержанием.

(Слайд 9)  В методической литературе приводятся описания различных моделей учебной деятельности. Вот как выглядит модель сооб­щающего (или объяснительно-иллюстративного) обучения.

Этап обучения Действия преподавателя Действия обучающихся
Установка Сообщает цель урока Усваивают цель урока
Объяснение 'Вводит новую информа­цию путем ее объясне­ния или практических действий Воспринимают инфор­мацию, демонстрируя ее понимание
Закрепление Организует закрепление учебной информации Достигается углубленное усвоение учебной ин­формации. В результате выполне­ния языковых упражне­ний формируются рече­вые навыки
Развитие (практика) Организует применение учебного материала в различных ситуациях общения В результате выполне­ния речевых упражнений формируются речевые умения
Контроль Организует контроль с целью проверки уровня сформированности зна­ний, навыков, умений Выполняют контрольные задания
Оценка Проводит оценку каче­ства учебной деятельно­сти Участвуют в оценке каче­ства приобретенных зна­ний, навыков, умений

 

Достоинства сообщающего обучения заключаются в система­тичности, логичности и последовательности в овладении учеб­ным материалом, его закреплении и активизации в процессе ре­чевой практики. К недостаткам же относят репродуктивный ха­рактер, отсутствие достаточной активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения. Недостатки пытались преодолеть в рамках так называемого проблемного обучения, на занятиях по языку нашедшего реализацию в различных вариантах коммуни­кативной модели учебной деятельности.

Для такой модели обучения характерна ориентация учебной деятельности учащихся не на усвоение готовых знаний, сооб­щаемых преподавателем, а на самостоятельный поиск и усвоение информации в ходе наблюдения и активной мыслительной дея­тельности учащихся. Считается, что коммуникативная модель учебной деятельности является оптимальной при практической направленности обучения, а максимальная передача инициативы учащимся в ходе занятий способствует созданию творческой ат­мосферы на уроке. Такая модель успешно реализуется в рамках концепции обучения в сотрудничестве (Гальскова, 2000).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: