(Слайд 8) В основе процесса обучения языку лежит учебная деятельность, осуществляемая с целью передачи (получения) знаний и формирования речевых навыков и умений. Учебная деятельность, как и любой интеллектуальный акт, характеризуется наличием мотива, плана ее выполнения (замысла), исполнения и контроля.
Структурная организация учебной деятельности включает:
1) мотивацию как побуждение к деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности;
2) учебную задачу, предлагаемую в форме учебного задания. Важно, чтобы учебная задача была доступна учащимся. В ее качестве могут быть, например, такие: «Слушайте объяснение», «Отвечайте на вопросы», «Участвуйте в общении», «Записывайте»;
3) решение учебной задачи посредством выполнения учебных действий, которые направлены на усвоение материала, его закрепление и применение в различных ситуациях общения в результате выполнения подготовительных, условно-речевых и речевых упражнений;
4) контроль преподавателем выполнения учебных действий, переходящий в самоконтроль;
|
|
5) оценку преподавателем качества выполнения учебных действий, переходящую в самооценку.
На занятиях по языку структура учебной деятельности реализуется в виде следующих этапов обучения: установка, объяснение, закрепление, развитие, контроль, оценка. Учебная деятельность носит цикличный характер и включает перечисленные этапы обучения, реализуемые на каждом уроке или серии уроков.
Процессуальный характер учебной деятельности проявляется в следующих ее особенностях:
1) учебная деятельность протекает в форме взаимодействия преподавания и учения. Взаимосогласованность этих компонентов обеспечивает функционирование учебного процесса;
2) учебная деятельность характеризуется динамизмом, обеспечивающим продвижение обучающихся по учебной программе в направлении овладения ее содержанием.
(Слайд 9) В методической литературе приводятся описания различных моделей учебной деятельности. Вот как выглядит модель сообщающего (или объяснительно-иллюстративного) обучения.
Этап обучения | Действия преподавателя | Действия обучающихся |
Установка | Сообщает цель урока | Усваивают цель урока |
Объяснение | 'Вводит новую информацию путем ее объяснения или практических действий | Воспринимают информацию, демонстрируя ее понимание |
Закрепление | Организует закрепление учебной информации | Достигается углубленное усвоение учебной информации. В результате выполнения языковых упражнений формируются речевые навыки |
Развитие (практика) | Организует применение учебного материала в различных ситуациях общения | В результате выполнения речевых упражнений формируются речевые умения |
Контроль | Организует контроль с целью проверки уровня сформированности знаний, навыков, умений | Выполняют контрольные задания |
Оценка | Проводит оценку качества учебной деятельности | Участвуют в оценке качества приобретенных знаний, навыков, умений |
|
|
Достоинства сообщающего обучения заключаются в систематичности, логичности и последовательности в овладении учебным материалом, его закреплении и активизации в процессе речевой практики. К недостаткам же относят репродуктивный характер, отсутствие достаточной активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения. Недостатки пытались преодолеть в рамках так называемого проблемного обучения, на занятиях по языку нашедшего реализацию в различных вариантах коммуникативной модели учебной деятельности.
Для такой модели обучения характерна ориентация учебной деятельности учащихся не на усвоение готовых знаний, сообщаемых преподавателем, а на самостоятельный поиск и усвоение информации в ходе наблюдения и активной мыслительной деятельности учащихся. Считается, что коммуникативная модель учебной деятельности является оптимальной при практической направленности обучения, а максимальная передача инициативы учащимся в ходе занятий способствует созданию творческой атмосферы на уроке. Такая модель успешно реализуется в рамках концепции обучения в сотрудничестве (Гальскова, 2000).