Рисунок танца как одна из основных частей хореографического произведения

Рисунок танца – это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках.

При сочинении рисунка танца балетмейстер должен использовать все возможности для того, чтобы добиться наибольшей выразительности, полнее раскрыть образ, характер, настроении героя. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста. Рисунок танца организует движение танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача балетмейстера – добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере.

В хороводе «Березка» Государственного хореографического ансамбля танца «Березка» балетмейстер Н. Надеждина, используя рисунок танца, раскрывает образ стройной как березка русской девушки, ее характер, образ русской природы. Этот номер, идущий уже много лет на сценах нашей страны и за рубежом, оказывает огромное воздействие на зрителя.

Еще во времена Пифагора начались исследования воздействия на человека различных построений и перестроений. Различалось спокойно-статичный характер горизонтального построения, возвышенный – вертикального построения, возбуждающе-динамический – диагонального построения.

Разнообразие и богатство рисунка танца не должны быть самоцелью. Важно, чтобы рисунок не отвлекал зрителя своей оригинальностью, а своей выразительностью способствовал пониманию основной идеи произведения, его образов, пониманию замысла балетмейстера.

Драматургия номера раскрывается через композицию танца, а, следовательно, и через рисунок танца. Экспозиция, завязка, ступни перед кульминацией, кульминация, развязка требуют, чтобы рисунок танца развивался от простого к сложному, чтобы кульминационному моменту соответствовал наиболее насыщенный рисунок танца.

Характер и темперамент, присущие танцам определенного народа, также находят свое отражении в рисунке танца. Это проявляется в динамике движения, в остроте и плавности рисунка, свойственному тому или иному народному танцу. Каждый народ под влиянием условий жизни и труда, географического положения выработал в течение веков свой типичный рисунок танца, свою танцевальную лексику. В них наиболее полно раскрывается характер этого народа, его быт, его обычаи и нравы.

Логика развития рисунка танца

Логика развития рисунка танца предусматривает связь предыдущего рисунка с последующим, а также - каждый последующий рисунок должен быть развитием предыдущего. Танцевальный рисунок должен быть завер­шенным, и логично переходить из одного в другой.

Балетмейстер должен учитывать, какое впечатление производит на зрителя его сочинение. Во время репетиций целесообразно проверить построение рисунка танца с разных точек зала и при необходимости внести соответствуйте коррективы.

Логика развития рисунка танца диктуется задачей, которую ста­вит балетмейстер,

Взаимосвязь с музыкальным материалом

Рисунок танца всецело зависит от музыкального материала, на основе которого сочиняется танцевальный номер. Он должен отражать характер, образ музыки, ее стиль, находится в тесной связи с темпом, ритмом музыкального сочинения. Рисунок танца развивается вместе с музыкой, он то замедляется, то убыстряется, видоизменяется и развива­ется, исходя из музыкальных фраз.

С началом новой музыкальной фразы должен начинаться и новый рисунок танца. Если имеется повтор музыкаль­ной темы или ее развитие, балетмейстер должен услышать это и отразить в рисунке танца.

Рисунок танца должен соответствовать характеру музыки. Лири­ческий вальс требует рисунка плавного, неторопливого, напевного, а четкий характер мазурки выразится в рисунках стремительных, динамич­ных, с неожиданными изменениями в направлении движения. Темп музыкального произведения, динамика должны получить соответствующее вы­ражение в рисунке танца. Темп определяет не только скорость движе­ния, но и быстроту передвижения исполнителей по сценической площадке и определяет характер произведения. Таким образом, динамика, темп являются и средствами выразительности рисунка танца.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: