Современная хореографическая пантомима

Пантомима - это форма сценического зрелища, где при помощи тело­движений, жестов и мимики, тело положения актера раскрывается характер действующего лица, содержание и идея немой драмы.

Немота пантомимы роднит ее с балетом. Развитие сюжетной линии в балете выражаются обычно средствами пантомимы, которая, таким образом, становит­ся неотъемлемой частью балетного представления. Тесная связь пантоми­мы с балетом проявляется еще в том, что балет учит пантомиму точности формы, тогда как пантомима учит балет драматической выразительности. В балете преимущественно танцуют, а в пантомиме исключительно игра­ют. Прославленный танцовщик далеко не всегда бывает хорошим актером. Актер пантомимы может не танцевать, но обязательно должен обладать способностью к перевоплощения, к обрисовке характера, к созданию образа не только мимическими средствами, но и пластическими.

Специфическим признаком пантомимы является драматическое начало, положенное в основу действия, где основным является экспрессия дви­жений и тело положений, выражающих действия, характеры, чувства, наме­рения и взаимоотношения изображаемых лиц. Пантомима может быть как большим много актовым спектаклем, так и небольшой страдной миниатюрой – немой новеллой, рассказом, поэмой, сказкой, фарсом, басней, карикату­рой. Пантомима встречается в драме, опере, балете, цирке, кино.

Жест в самом широком толковании – движение руки, ноги, туловища, улыбка, жест лица – является выразительным средством пантомимы. В ос­нове каждого пантомимического выражения лежат обычное естественное движение. Характер движения, жеста, действия меняется, в зависимости от причин, его вызывающие, от характера, возраста, эмоционального состояния действующего лица. Эти факторы влияют на движение, темп и ритм, что придает каждому пластическому выражению свою индивидуальную окраску, свой смысл. Пластическая характеристика действующего лица слагается из последовательных действий и жестов, имеющих свою логику. Логика жизненного поведения диктует актеру логику поведения сценичес­кого, жизненный жест лежит в основе сценического жеста, который должен быть легко расшифрован и понят. Лишь осмысленный жест уместен в реалистической пантомиме.

Искусство пантомимы тесно связано с танцем, цирком, драмой, кино, поэтому затруднительно рассматривать ее изолированно от этих искусств. В зависимости от того, с каким искусством пантомима ближе всего сочетается,  мы различаем три вида пантомимы:

1. Пантомима танцевальная, ее характерный признак – условный, ритмически и пространственно организованный жест, мимика, движение.

2. Пантомима акробатическая, жест доведен до максимальной условности, легко переходящий в акробатику.

3. Пантомима драматическая, или естественная, которая уподобляется естественному жизненному поведению человека.

Нередко эти три вида пантомимы встречаются в смешанном виде. В клас­сическом балете, например, мы видим наряду с танцевальной пантомимой и акробатическими элементами явно выраженную тенденцию к естествен­ному жизненному жесту.

Язык жестов и движений понятен всем. Этим объясняется незаме­нимые качества пантомимы - ее демократичность и интернациональность, ее доступность и понятность для всех стран и народов мира.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: