Работа балетмейстера с фонограммой

Танцевальное искусство и музыка связаны многими нитями. Музыка дает пластике ритмическую основу, она определяет ее эмоциональный строй, характер, образную выразительность. Про музыку справедливо го­ворят, что она душа танца. Музыка и танец дополняют друг друга, соз­дают слышимый и зримый образы. Если эти образы совпадают, значит, балетмейстер, верно, понял и почувствовал музыкальное произведение, значит, ему удалось пластическими средствами, языком танца раскрыть образы, заложенные в музыке. Балетмейстер строит сочинение, исходя из за­мысла, положенного в основу музыкального сочинения, стиля и характера музыки, ее ритмического рисунка.

В музыкальном материале хореограф находит национальные черты своих героев, интонации эпохи, и в своем хореографическом решении он обязан, отразить все это.

Балетмейстер в своей практике использует либо готовое музыкаль­ное произведение, либо сочинение композитора, написанное по замыслу либреттиста. В самодеятельной хореографии балетмейстер не имеет воз­можности обратиться к композитору. Чаще всего он использует готовое музыкальное произведение. Балетмейстер останавливает свой выбор на интересном музыкальном сочинении, в результате прослушивания которого фантазия подсказала ему определенные хореографические решения. В его воображе­нии рождаются образы, характеры, драматургия, сюжет будущего номера. В другом случае у балетмейстера есть определенная тема, сюжет, тогда он ищет музыкальный материал, подходящий к его замыслу. Найдя его, он будет разрабатывать драматургию номера, уточнять сюжет, развитие образов.

В любом случае знание музыкальной литературы необходимо балетмейстеру, он должен уметь проанализировать музыкальное произведение с точки зрения формы, стиля, характера. Единство музыки и танца – вот к чему должен прийти балетмейстер в результате своего труда.

Иногда балетмейстер для своего сочинения берет интересную му­зыку и пытается "подогнать" ее под свой замысел. Появляются неоправ­данные купюры, ломающие форму и искажающие смысл музыкального произ­ведения. Подобное отношение к музыке нетерпимо и не может привести к положительным результатам. Бесспорно, грамотные купюры или компоновка могут иметь место, если они не нарушают ткани музыкального произ­ведения, но они должны быть сделаны либо самим композитором, либо опытным музыкантом, с его согласия.

Когда балетмейстер создает музыкальный текст для своего сочи­нения из отдельных музыкальных отрывков, он должен учесть следующие правила:

1. при компоновке нельзя ломать или сокращать музыкальную фразу и музыкальную форму,

2. разные отрывки должны исполняться в едином стиле,

3. компонуемые части должны принадлежать одному композитору,

4. разные отрывки могут компоноваться, если они звучат в едином оркестровом или сольном исполнении,

5. все отрывки должны соответствовать и принадлежать одному музы­кальному жанру.

Таким образом, отдельные отрывки можно компоновать так, чтобы возникло цельное, гармоничное произведение.

Когда определено музыкальное произведение и придуман сюжет, ба­летмейстер приступает к сочинению структуры танца, которая должна подчиняться музыке, сливаться с ней и одновременно подчеркивать яркую выразительность музыкальных фрагментов.

В творческой работе балетмейстер должен познакомить исполнителей с выбранной музыкой для будущего танца, под которую они будут не только танцевать, но и демонстрировать свои чувства, эмоции, нас­троения. Исполнители должны много слушать, воспринимать и отражать характер музыкального текста.

Музыкальный материал активно используется в учебной работе хореографического коллектива. В тесной связи руководителя и концертмей­стера определяется музыкальная направленность работы на занятиях. Подбираются музыкальные тексты для упражнений у станка и на середине зала. Большую роль здесь играет понимание концертмейстером хореографического музыкального материала, который имеет свои специфические цели и задачи. При отсутствии концертмейстера балетмейстер пользуется магнитофонной записью, на которой специально подобран в опреде­ленном порядке музыкальный материал для разных частей занятий. Поль­зоваться пластинками на занятиях хореографией нельзя, т.к. они быстро портятся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: