Сегодня при сочинении или анализе хореографического произведения мы различаем пять основных частей, которые применимы и к рисунку танца:
1 .Экспозиция – знакомит зрителей с действующими лицами, помогает составить представление о характере героев. С помощью костюма, декораций, манеры исполнения выявляются приметы времени, создается образ эпохи, определяется место действия. Действие может развиваться неторопливо, постепенно, а может динамично, активно. Длительность экспозиции зависит от задачи, поставленной постановщиком, от музыкального материала. Рисунок танца в экспозиции представлен простыми видами, которые позволяют зрителю оценить обстановку, познакомиться с исполнителями, составить их характеристику. Это линии, круг, шахматный порядок, диагональ и другие.
2. Завязка – здесь «завязывается», начинается действие: герои знакомятся друг с другом, между ними возникают конфликты, в развитии сюжета сделаны первые шаги. Длительность завязки не должна быть затянутой, но и краткость ее недопустима, так как завязка должна сфокусировать внимание зрителя и подготовить его к дальнейшему действию. Рисунок танца здесь тоже простой, только различные виды сочетаются друг с другом так, чтобы наиболее ярко представить начинающееся действие.
|
|
3. Ступени перед кульминацией – это та часть произведения, где развертывается действие. Конфликт, черты которого определились в завязке, обретает напряженность. Ступени действия могут быть выстроены из нескольких эпизодов. От ступени к ступени динамика действия должна нарастать, подводя его к кульминации. Ступени действия могут развиваться стремительно или, наоборот, имеют плавный, замедленный ход. Иногда для того, чтобы подчеркнуть силу кульминации, надо для контраста прибегнуть к снижению напряженности действия. В этой части раскрываются разные стороны личности героев, идет развитие их характеров, определяются линии их поведения. Сеть отношений, переживаний, конфликтов сплетается в единый драматургический узел, все более привлекая внимание зрителей к событиям, отношениям героев, к их переживаниям. Это самая длительная по времени часть, способствующая развитию сюжета, раскрытию характеров главных действующих лиц. Рисунок танца постепенно усложняется, переходя в разряд сложных. Целесообразно использовать многоплановые, образные, сложные рисунки, чтобы подчеркнуть важность действия персонажей, их чувств и переживания. Рисунок может убыстряться или замедляться, может усложняться различными движениями, работой рук и головы.
4. Кульминация – наивысшая точка развития драматургии хореографического произведения. Здесь достигается наивысшего эмоционального накала динамика развития сюжета, взаимоотношения героев. В бессюжетном хореографическом номере кульминация должна выявляться соответствующим пластическим решением, наиболее интересным рисунком танца, наиболее ярким хореографическим текстом. Кульминации обычно соответствует наибольшая эмоциональная наполненность исполнения. В кульминационном моменте применяется самый интересный, яркий, незабываемый рисунок танца. Это может быть трюковой рисунок, сложный, многоплановый или сюжетная картинка. Предмет или работа рук может подчеркнуть напряженность момента.
|
|
5. Развязка – завершает действие. Она может быть мгновенной, резко обрывающей действие, превращающаяся в финал произведения. Либо, наоборот постепенной. Это идейно - нравственный итог сочинения, который зритель должен осознать в процессе постижения всего происходящего на сцене. Рисунок танца здесь, как правило, простой, позволяющий исполнителям удалиться со сцены. Следующая часть вытекает из предыдущей части, догоняет и развивает ее.
Умение пользоваться законами композиции и правильно применять их – один из самых трудных, сложных элементов в творчестве постановщика. Ведь не один танец не может строиться по какому-то стандарту, каждая тема подсказывает сочинителю свою особую форму воплощения. От таланта, изобретательности, опыта и мастерства хореографа, от его знания непреложных законов зависит создание яркого, неповторимого рисунка танца.
Виды рисунка танца
Рисунок танца, может быть, простой — линия, и сложный - крест. Различают также одно плановый и многоплановый рисунки:
Ø одно плановый – когда все, исполнители находятся на сценической площадке в одном рисунке /круг, клин, полукруг/.
Ø многоплановый – когда однотипные рисунки одновременно располагаются на сценической площадке /полукруг с кругом в центре/; когда несколько разных рисунка размещаются на одной сценической площадке /клин и два круга/.
Переход из одного рисунка в другой мы называем переходным рисунком танца. Рисунок может быть образный – это такой рисунок, который помогает подчеркнуть задуманный образ. Например, образ птиц: можно применить круг, полукруг, клин. Образ деревьев – линейные рисунки. Различают рисунок трюковой – это когда один или несколько исполнителей, выполняя какой-либо трюк, передвигаются по сценической площадке в линии, по кругу, по диагонали и т.д.
Запись рисунка танца
При записи рисунка танца используются специальные обозначения, позволяющие записывать, а затем прочитывать рисунок танца. Для этого лист расчерчивают на квадраты, пронумеровывают их; в левом квадрате зарисовывают рисунок, а в правом - записывают пояснения к рисунку.
1 |
| Левая сторона | Задник | Правая сторона | |
| |||||
2 |
| ||||
Кулисы | Авансцена | Кулисы |
- исполнитель мужского пола,
- исполнитель женского пола,
- настоящее направление в рисунке танца,
- прошедшее или будущее направление движения рисунка танца,
переходный рисунок