Взаимосвязь с законами драматургии

Сегодня при сочинении или анализе хореографического произведения мы различаем пять основных частей, которые применимы и к рисунку танца:

1 .Экспозиция знакомит зрителей с действующими лицами, помогает составить представление о характере героев. С помощью костюма, декораций, манеры исполнения выявляются приметы времени, создается образ эпохи, определяется место действия. Действие может развиваться неторопливо, постепенно, а может динамично, активно. Длительность экспозиции зависит от задачи, поставленной постановщиком, от музыкального материала. Рисунок танца в экспозиции представлен простыми видами, которые позволяют зрителю оценить обстановку, познакомиться с исполнителями, составить их характеристику. Это линии, круг, шахматный порядок, диагональ и другие.

2. Завязка здесь «завязывается», начинается действие: герои знакомятся друг с другом, между ними возникают конфликты, в развитии сюжета сделаны первые шаги. Длительность завязки не должна быть затянутой, но и краткость ее недопустима, так как завязка должна сфокусировать внимание зрителя и подготовить его к дальнейшему действию. Рисунок танца здесь тоже простой, только различные виды сочетаются друг с другом так, чтобы наиболее ярко представить начинающееся действие.

3. Ступени перед кульминацией это та часть произведения, где развертывается действие. Конфликт, черты которого определились в завязке, обретает напряженность. Ступени действия могут быть выстроены из нескольких эпизодов. От ступени к ступени динамика действия должна нарастать, подводя его к кульминации. Ступени действия могут развиваться стремительно или, наоборот, имеют плавный, замедленный ход. Иногда для того, чтобы подчеркнуть силу кульминации, надо для контраста прибегнуть к снижению напряженности действия. В этой части раскрываются разные стороны личности героев, идет развитие их характеров, определяются линии их поведения. Сеть отношений, переживаний, конфликтов сплетается в единый драматургический узел, все более привлекая внимание зрителей к событиям, отношениям героев, к их переживаниям. Это самая длительная по времени часть, способствующая развитию сюжета, раскрытию характеров главных действующих лиц. Рисунок танца постепенно усложняется, переходя в разряд сложных. Целесообразно использовать многоплановые, образные, сложные рисунки, чтобы подчеркнуть важность действия персонажей, их чувств и переживания. Рисунок может убыстряться или замедляться, может усложняться различными движениями, работой рук и головы.

4. Кульминация наивысшая точка развития драматургии хореографического произведения. Здесь достигается наивысшего эмоционального накала динамика развития сюжета, взаимоотношения героев. В бессюжетном хореографическом номере кульминация должна выявляться соответствующим пластическим решением, наиболее интересным рисунком танца, наиболее ярким хореографическим текстом. Кульминации обычно соответствует наибольшая эмоциональная наполненность исполнения. В кульминационном моменте применяется самый интересный, яркий, незабываемый рисунок танца. Это может быть трюковой рисунок, сложный, многоплановый или сюжетная картинка. Предмет или работа рук может подчеркнуть напряженность момента.

5. Развязка завершает действие. Она может быть мгновенной, резко обрывающей действие, превращающаяся в финал произведения. Либо, наоборот постепенной. Это идейно - нравственный итог сочинения, который зритель должен осознать в процессе постижения всего происходящего на сцене. Рисунок танца здесь, как правило, простой, позволяющий исполнителям удалиться со сцены. Следующая часть вытекает из предыдущей части, догоняет и развивает ее.

Умение пользоваться законами композиции и правильно применять их – один из самых трудных, сложных элементов в творчестве постановщика. Ведь не один танец не может строиться по какому-то стандарту, каждая тема подсказывает сочинителю свою особую форму воплощения. От таланта, изобретательности, опыта и мастерства хореографа, от его знания непреложных законов зависит создание яркого, неповторимого рисунка танца.

 

Виды рисунка танца

Рисунок танца, может быть, простой — линия, и сложный - крест. Различают также одно плановый и многоплановый рисунки:

Ø одно плановый – когда все, исполнители находятся на сценической пло­щадке в одном рисунке /круг, клин, полукруг/.

Ø многоплановый – когда однотипные рисунки одновременно располагаются на сценической площадке /полукруг с кругом в центре/; когда несколько разных рисунка размещаются на одной сценической площадке /клин и два круга/.

Переход из одного рисунка в другой мы называем переходным рисунком танца. Рисунок может быть образный – это такой рисунок, который помо­гает подчеркнуть задуманный образ. Например, образ птиц: можно применить круг, полукруг, клин. Образ деревьев – линейные рисунки. Различают рисунок трюковой – это когда один или несколько исполнителей, выполняя какой-либо трюк, передвигаются по сценической площадке в линии, по кругу, по диагонали и т.д.

Запись рисунка танца

При записи рисунка танца используются специальные обозначения, позволяющие записывать, а затем прочитывать рисунок танца. Для этого лист расчерчивают на квадраты, пронумеровывают их; в левом квадрате зарисовывают рисунок, а в правом - записывают пояснения к рисунку.

 

 

1

 

  Левая сторона           Задник Правая сторона
 

      х

 

2

 

     
  Кулисы          Авансцена Кулисы

     - исполнитель мужского пола,


      - исполнитель женского пола,

- настоящее направление в рисунке танца,

- прошедшее или будущее направление движения рисунка танца,

переходный рисунок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: