Тема: социальные общности

Понятие «социальная общность». Важными элементами социальной структуры общества являются социальные общности и группы. Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом историчес­кого и социального действия.

Из этого и других, во многом сходных, определений социальной общности следует:

· во-первых, это не номинальное (т.е. условное), а реальное социальное образование, которое можно эмпирически зафиксировать и проверить в любой момент;

· во-вторых, это не простая совокупность индивидов, а определенная общность, предполагающая все характеристики це­лостной системы;

· в-третьих, это субъект социального взаимодействия, кото­рый содержит в себе источник самодвижения, развития соци­альных процессов и отношений.

Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных Масс; по продолжительности существования: от минут и часов (пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (этносы, нации); по степени связи между индивидами:

от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (очередь, толпа, болельщики футбольных команд).

Поэтому для классификации социальных общностей выделить тот или иной системообразующий признак. В случае одни виды общностей определяются этнической принадлежностью (племя, народность, нация); другие — принадлежностью к исторически сложившимся территориальным объединения (город, деревня, поселок); третьи — социально-демографическими факторами (пол, возраст); четвертые — социокультурными и т.д. Соответственно выделяются социально-этнические, территориальные, демографические, культурные и другие общности.

Кроме того, в повседневной жизни часто встречаются ситуативно возникшие общности (толпа, публика, аудитория слушателей, социальные круги и др.), для которых характерны неустойчивость, кратковременность, непрочность взаимосвязей межи контактирующими людьми. Такие общности еще называют «квазигруппами» или «социальными агрегациями». В ряде с чаев они могут выступать как некие переходные образования своих взаимодействиях — от хаотичных и случайных до боле или менее устойчивых.

В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса — общности массовые и общности групповые (социальные группы).

Массовые общности образуются на всех уровнях социально иерархии и отличаются большим разнообразием. Например, различают массовые образования большие и малые, устойчивые импульсивные, контактные и дисперсные, сгруппированные несгруппированные, атомистические и ассоциативные и т.д., что отражает сложность и многообразие социальных характерно современного общества.

Территориальные общности. Все явления и процессы в обществе протекают в определенном социальном пространстве. Одной из основных характеристик структурирования общества является его территориально-пространственная организация. Люди и социальные группы дифференцируются в обществе не только по их социальному статусу и социальной дистанции между этими статусами, но и по отношению к определенной территории. Для их социального положения и социального самочувствия существенное значение имеет, живут ли они в большом или малом городе, в городе или деревне, на западе или юге страны. Следовательно, люди различно взаимодействуют между собой, а также с определенными видами материального и духовного производства, с явлениями культуры, образования здравоохранения, быта в определенных социально-территориальных общностях - в городе, деревне, регионе и т.п. Вот эта структурированность повседневной жизнедеятельности людей в пределах какой-то общей им территории и фиксируется в социологическом понятии «социально-территориальная общность (или структура)».

Социально-территориальная структура общества составляет своеобразную социальную сеть, каждая ячейка которой (тот или иной тип поселения – город, деревня, поселок и проживающая в нем общность) предстает в качестве своеобразного микрокосма общества в целом. В этой сети органически взаимопереплетены две составляющие.

Первая из них - город, деревня, регион и т.п., представляющая собой территориально-предметную совокупность жилищ, транспортных и иных коммуникаций, – является непосредственной пространственной средой жизнедеятельности индивидов и социальных групп.

Вторую составляет население определенной территориальной структуры, образующее социальную общность, которая оказывается непосредственной социальной средой формирования, развития и повседневной жизнедеятельности индивидов.

Население определенной территориально-поселенческой структуры называется поселенческой общностью. Поселенческая общность – это совокупность людей, которые имеют общее постоянное место жительства, зависят друг от друга в повседневной жизни и осуществляют разнообразные виды деятельности для удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей.

При этом необходимо иметь в виду, что каждая территориально-поселенческая структура отличается от простой суммы множества составляющих ее независимых или связанных друг с другом домов и проживающих в них людей. Организуясь в некое целостное образование (деревня, город), эти дома, другие сооружения, транспортные коммуникации, средства связи и т.п., а также пользующиеся всем этим люди предстают уже не просто как сумма независимых друг от друга частей, а в качестве своего рода самостоятельного социального организма, приобретающего свойства целостности, не сводимой к сумме составляющих ее частей.

Характерной особенностью поведения индивида по отношению к социально-территориальной общности (поселению) становится относительное, продолжающееся более или менее длительное время (а иногда и всю жизнь) закрепление за местом жительства. Закрепленность человека за поселением означает, что удовлетворение потребностей и интересов (в труде, общении, материальных и духовных благах и т.п.), а стало быть, и возможности развития его во многом обусловлены обстоятельствами его жизни в поселении. Поэтому определенная поселенческая структура выступает в качестве непосредственной среды жизнедеятельности человека. Существующая же в данном поселении совокупность условий трудовой деятельности, учебы, культуры, быта и т.п. самым прямым образом определяет меру возможностей социального развития индивида.

В отличие от школы, университета, завода и т.п., которые правомерно назвать локальной средой, поселенческая структура (город, деревня, регион) является целостной средой жизнедеятельности и развития человека.

Существующие в обществе различия в возможностях социального развития людей в решающей степени предопределяются различиями в условиях и возможностях соответствующих социально-территориальных общностей. Основная ось неоднородности, неодинаковости таких условий и возможностей проходит по линии сопоставления: крупный город- малый город- деревня. К тому же надо иметь в виду, что социокультурные различия между крупным и малым городом остаются подчас более существенными, чем между малым городом и деревней. Одним из прямых и очевидных подтверждений более благоприятных условий жизни в крупных городах следует считать более высокий уровень миграции в эти города.

Следует отметить, что более устойчивым притоком мигрантов отличаются города так называемого многофункционального профиля, характеризующиеся более разносторонним и гармоничным развитием своей градообразующей базы, т.е. наличием не только развитого производства, но и культуры, образования, быта и т.п.

Характерные черты территориальной общности.

1) исторические особенности развития данной общности: ее прошлое и настоящее, свойственные – ей традиции, обычаи, отношения, особенности труда и быта и т.п.;

2) экономические условия – структура экономики, особенности разделения труда, профессиональный состав населения, его трудовая мобильность и т.п.;

3) социально-политические условия - степень вовлечения населения в принятие управленческих решений, особенности и эффективность управления и самоуправления, отношение населения к властным и управленческим структурам;

4) социокультурные условия – наличие или отсутствие учреждений образования, культуры, науки, соответствующих отрядов интеллигенции и др.;

5) экологические условия — особенности природно-ландшафтной среды, наносимый ей ущерб, эффективность ее воспроизводств.

В соответствии со структурой социально-территориальной организации жизнедеятельности складывается определенная иерархия (соподчиненность) социально-территориальных общностей разного ранга.

1.  Высшая - все население страны, как специфическая социально-территориальная общность.

2.  Областные социально-территориальные общности.

3.  Районные (городские) социально-территориальные общности.

4.  Поселковые и сельские социально-территориальные общности.

Но какой бы иерархический ранг или какой бы то ни было тип (городской или сельский) поселенческой структуры мы ни рассматривали, всегда и везде на передний план в социологическом исследовании выдвигается население страны, области, города, района, поселка, деревни.

Вся совокупность жизнедеятельности индивидов и социальных групп в определенной территориально-поселенческой структуре определяется взаимодействием многообразных факторов:

1.  Производственная деятельность (среда).

2.  Непроизводственная среда.

3.  Природная среда обитания.

4.  Искусственно созданная человеком среда.

Из этих четырех взаимосвязанных компонентов в большинстве случаев город имеет преимущество перед другими типами поселений по трем из четырех названных компонентов:

-   условия труда;

-   условия непроизводственной сферы;

-   искусственная среда и ее благоустроенность, уступая деревне только в одном - в благоприятности природной среды.

В связи с этим важное социальное и социокультурное значение имеет дихотомическое членение социально-территориальных общностей на два основных типа по способу организации поселенческой структуры и особенностям ее функционирования – город и деревню.

Город – исторически сложившаяся социально-территориальная общность, обладающая полиструктурностью, доминированием высокоразвитой искусственной материально-вещественной среды над природной, концентрированным типом социально-пространственной организации людей, которая характеризуется разнообразием трудовой и непроизводственной деятельности населения, спецификой его состава и образа жизни.

Для города характерны:

1.  Разнообразие трудовой деятельности населения – промышленность, транспорт, связь, сфера услуг и др.

2.  Многообразие непроизводственной деятельности – образование, здравоохранение, культура, наука.

3.  Социальная и профессиональная неоднородность населения: рабочие, инженеры, учителя, врачи, профессора, актеры, писатели, музыканты, предприниматели, хозяйственные руководители, милиционеры, судьи, адвокаты, работники сферы управления и т.п.

4.  Мощное развитие транспортных, телефонных и иных средств коммуникаций.

5.  Наличие органов, исполняющих властные, управленческие и исполнительские функции - мэрия, городской совет депутатов, гор(рай)отделы милиции, суд, прокуратура, банки, различные учреждения.

6.  Развитие специфического городского образа жизни, для которого чаще всего характерно отсутствие приусадебного хозяйства, оторванность от земли, преобладание анонимных, деловых, кратковременных контактов в межличностном общении, затухание соседских связей, относительная замкнутость семей и индивидов не только в пространственном, но и в социальном отношении. Последнее, в частности, характеризуется такими особенностями, как «эффект лифта», когда соседи, даже встречаясь в лифте, не знают друг друга, или «одиночество в толпе».

В отличие от города деревня как специфическая социально-территориальная общность характеризуется доминированием природных условий над искусственной материально-вещной средой, рассредоточенным типом социально-пространственной организации людей, значительным однообразием их производственной деятельности, сосредоточенной главным образом в сфере сельского хозяйства. Деревня отличается от города также длительностью закрепления одних и тех же функций, ограниченностью и бедностью возможностей социокультурного развития.

Социальное своеобразие деревни выражается в следующих особенностях:

1) подчиненность трудовой деятельности ритмам и циклам природы, связанная с этим неравномерность трудовой занятости в различные времена года, более тяжелые условия труда вследствие более низкой энерговооруженности, технической оснащенности сельскохозяйственного производства по сравнению с городскими предприятиями;

2) меньшая, чем в городе, степень социально-экономического развития;

3) преимущественно малая плотность населения и небольшое число жителей;

4) относительная малочисленность видов трудовой деятельности и обусловленная этим значительно большая, чем в городе

социальная и профессиональная однородность населения;

5) гораздо меньшие условия и возможности образовательного и социокультурного развития;

6) достаточно высокая стабильность населения - около 60 % сельчан Беларуси проживают в деревнях непрерывно (разумеется, при краткосрочных выездах в город) со дня рождения;

7) связанные с этим специфические особенности деревенского образа жизни: тесная связь всей жизнедеятельности с землей, наличие приусадебного хозяйства, большая слитность труда и быта, слабо развитая трудовая мобильность, более простые нормы общения между людьми, важная роль традиций, обычаев, местных авторитетов, общественного мнения и ценностных ориентации деревенских жителей.

Кроме городских и сельских поселенческих структур и изменения соотношения между ними в результате урбанизации, важную роль в динамике социально-территориальных общностей играют регионы. Регион - это определенная часть страны, отличающаяся совокупностью природно-естественных и исторически сложившихся особенностей. Чем более обширна по своей территории страна или чем больше различных природно-климатических зон она имеет, тем более разнообразны имеющиеся в ней регионы, В России, например, существуют весьма существенные особенности районов крайнего Севера или Дальнего Востока по сравнению с Краснодарским и Ставропольским краями, расположенными на юге страны. В Испании отчетливо выделяются своим экономическим и социокультурным развитием, этническими особенностями, своеобразием традиций и обычаев Андалузия и Каталония.

Под народонаселением понимается совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в пределах определенных социально-территориальных общностей – страна, регион, город, деревня и т.п. Когда социологи говорят о социально-территориальных общностях, они не забывают, что в состав этих территориально-поселенческих структур входят комплексы зданий, сооружений, транспортных средств и т.п., но главную роль в этих общностях играют люди, создающие такие здания и сооружения, обживающие определенные территории, строящие на них города и села, создающие необходимую для жизни в них структуру жизнеобеспечения - заводы, школы, больницы, магазины и т.п. А высшую ранговую структуру во всех этих социально-территориальных общностях представляет народ.

Народ – это совокупность всех социальных общностей, слоев и групп, занятых в различных видах деятельности в системе общественного разделения труда, имеющих общую историческую судьбу, существенные признаки сходного образа жизни, а также чувство принадлежности к единой социально-исторической общности. Народ выступает носителем многовекового коллективного опыта, социокультурных ценностей - языка, культуры, исторической памяти и государственности, основным создателем материальных и духовных ценностей, вершителем своей собственной судьбы.

Этнические общности. На рубеже XX -XXI вв. этничность превращается в мощный социально-дифференцирующий фактор, действующий не менее активно и эффективно, чем такие признанные критерии социальной стратификации, как доход, образование, власть и т.п.

Детерминирующая роль этноса в социально-стратификационных процессах предопределяется длительностью и устойчивостью его существования: ведь этносы как специфические социальные общности людей существует в своих специфических определенностях на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. К тому же, реализуясь преимущественно в архетипах подсознательной сферы психики, передающихся из поколения в поколение, они гораздо чаще и масштабнее «взывают» к определенным, этнически окрашенным поступкам в кризисные переломные моменты исторического развития, что с особенной отчетливостью проявилось в процессах распада Советского Союза и последующих социально-экономических и политических реформ.

Наконец, нельзя не учитывать и того определяющего факта, что межэтнические отношения и взаимодействия неотделимы от социально-экономической структуры общества, на основе которой может формироваться как тесное сотрудничество этнонациональных общностей, так и этнократия, связанная с социальной дискриминацией определенных групп людей по этническому признаку, что отчетливо проявляется в начале XXI века в Латвии и Эстонии. Что же такое этнос?

В переводе с греческого буквально «народ». Впервые в научный оборот термин был введён в 1923 г.

Этнос – это группа людей, имеющих общее происхождение, культуру, историческую память и сознание, занимающая определённую территорию.

Среди наиболее распространённых подходов можно выделить следующие.

Примордиализм. Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу и по которым один этнос отличается от другого.

Конструктиви́зм — его представители трактуют этнос как конструкт, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и властных элит) в контексте культуры. Этот подход т.о. субъективизирует феномен этничности возводя его происхождение к творчеству мыслителей и писателей, создающих символическую ткань культуры. Согласно Р. Барту, группа сам творит собственную этничность, очерчивая свои этнические границы на основе «культурного знания», т.е. совокупности зафиксированных в образах и символах культуры норм и представлений о своём и чужом.

Членство в этнической группе зависит от того, как индивид представляет себе, что такое эта группа. Этнос в констурктивизме – общность людей, формирующаяся на основе культурной самоидентификации. Признаком этничности является представление или миф об общей исторической судьбе этой общности.

Инструментализм – в его рамках этничность рассматривается как инструмент, используемый политическими лидерами для достижения своих интересов, в борьбе за благосостояние, власть, статус. По мнению сторонников данного подхода, этничность не имеет под собой иных оснований кроме экономических и политических интересов. Таким образом, этничность – продукт этнических мифов, которые создаются элитой общества и используются ею для достижения определённых выгод и получения власти. Культурные особенности, ценности и деятельность этнических групп являются орудиями элиты.

Выделяют также три типа этносов:

1) племя;

2) народность;

3) нация.

Социальная жизнь этноса выражается в трёх основных формах:

1) атрибутивная форма – связана с культурными атрибутами этнической общности: язык, обряды, ритуалы, традиции религиозные верования;

2) субъектно-символическая форма – заключается в переживании индивидом своей принадлежности к той или иной этнической группе, в рефлексивном соотнесении себя со статусом своей группы;

3) интеракционная форма – сопряжена с моментом взаимодействия с другими этническими группами.

Существуют разные подходы к понятию этнической группы. Согласно первому определению, этническая группа фактически отождествляется с этносом: это группа людей, имеющая некоторые особые культурные, языковые, расовые черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение и которые сами осознают свою причастность к общей группе.

 Согласно второму подходу этническая группа – более узкое понятие, нежели этнос. Это пока ещё неконсолидировавшаяся часть этноса, сохраняющая относительную обособленность от него; а также часть этноса, по каким-либо причинам территориально отделившаяся от него, но сохраняющая его язык и культуру.

Специфические особенности этноса как социальной общности. Наиболее значимые из них сводятся к следующему:

1. Этническое самосознание. Каждый индивид осуществляет процесс самоидентификации с определенным этносом на основе представлений об общности языка, обычаев, обрядов, религиозных верований, ценностей и норм культуры, территории, характеризующих данный этнос. Так возникает устойчивый этнообраз, персонифицирующий особенности языковой, территориальной, социокультурной, религиозной общности в самосознании определенного индивида и социальной группы. Этот образ становится своеобразным эталоном, реализующимся в поведенческих стереотипах несущих его в себе людей. Этническая принадлежность «задается» человеку самим фактом его рождения, умением говорить на родном языке, социокультурным окружением, в котором он существует и действует и которое формирует общепринятые стандарты оценок, поступков и т.п. Поэтому она воспринимается как само собой разумеющаяся данность, не подлежащая рефлексии, посредством которой индивиды и группы себя осознают и способны ответить на вопросы «кто я», «кто мы», отличая себя от всех «других» - «ненаших». Этническое самосознание выступает мощным стратификационным фактором формирования этнических общностей и их взаимодействий с другими общностями. Значимость этнического самосознания в кризисных, нестабильных ситуациях существенно возрастает, а в условиях социальной устойчивости уступает превалирующее стратификационное место другим социальным характеристикам.

2.  Самоназвание. Самосознание этноса неизбежно приводит к возникновению его самоназвания, которым он отличает себя от всех других этнических общностей. Например, немцы издавна называют себя «дойч», белорусы и русские именуют их немцами, а англичане, американцы и канадцы - «джермен».

3.  Сопоставление. Самосознание этноса формируется на основе сопоставления с другими этническими группами по принципу «мы и они», «свои и чужие» и реализуется в таких понятиях, как «наша Родина», «наш язык», «наша культура», предполагающих выделение из других культур, языков, отечеств и противопоставление им.

4.  Устойчивость и  продолжительность существования. Многие исследователи полагают, что этнос столь же древен, как и природно-ландшафтная среда, в которой он сформировался. Известный российский этнолог Л. Н. Гумилев, в частности, определял общий срок жизни этноса в 1200-1500 лет. Если иметь в виду существование и развитие армянского или еврейского этносов, датируя начало их истории хотя бы с возникновения Еревана (существует 2500 лет) или Иерусалима (существует 3000 лет), то эти сроки нужно удвоить. В силу своей исторической устойчивости и продолжительности существования этногенез (процесс развития этноса), носит более глубинный и замедленный характер, чем социальные трансформации, выражающиеся в смене экономической системы, политического строя, типа культуры и т.п.

5.  Наличие четких признаков, отличающих этнос от других социальных общностей. Такими признаками являются: различия в территории (родина предков), особенности расы, языка, религии, культуры, материальных основ жизни, внешних антропологических данных. Достаточно сравнить финна и белоруса или белоруса и грузина, как эти отличительные признаки проявятся достаточно рельефно.

6.  Изолированность. Специфическая характеристика этносов - их известная изолированность друг от друга, возникающая вследствие наличия различных барьеров - природных (гор, лесов, рек и др.), языковых, расовых, религиозных, культурных и т.п. Например, и сегодня в Малайзии этнические группы живут в замкнутых общинах, каждая из которых сохраняет свой язык и культуру. В США в конце 80-х годов XX столетия черно-белые семьи составляли только 0,35 % от общего количества замужних или женатых американцев, а удельный вес негритянского населения в этой стране достигает 12 %. Правда, по мере расширения экономического, социально-политического, культурного взаимодействия обособленность этносов друг от друга резко снижается, но при неблагоприятных социально-экономических условиях, когда один этнос обвиняет своего соседа во всех неудачах (как это произошло во время армяно-азербайджанского вооруженного конфликта), может и возрастать, обостряться.

7. Латентность или явность межэтнических различий. В условиях нормального, благоприятного для соседних этносов экономического, социального, политического, культурного развития их этническая специфика приобретает латентный, «спящий» характер и не очень бросается в глаза. Но как только наступает кризисная ситуация, социально-экономические, политические и иные отношения в обществе обостряются, насыщаются противоречиями и конфликтами, тут же происходит активизация этнического самосознания, внутриэтнические взаимодействия резко расширяются, а это приводит к возникновению общего членам данной общности чувства этнической солидарности, превосходства ее над другими, «чужими», а то и просто враждебными этносами.

Существенными факторами формирования и развития этносов являются вполне определенные природные границы, в которых осуществляются процессы этногенеза. Они могут определяться пределами разных биогеоценозов или экологических систем, границами климатических зон или просто создаваться крупными реками, непроходимыми болотами или горами. Наличие относительно замкнутого экологического пространства является одним из необходимых условий этногенезисных процессов. Чем в более замкнутом пространстве находится этнос, тем более интенсивно происходят в нем процессы этногенеза, тем более своеобразные черты приобретает этот процесс и тем более своеобразной становится созданная им культура.

И наоборот - там, где этническое пространство оказывалось разомкнутым, этногенезисные процессы характеризовались неустойчивостью и недостаточной выразительностью. Внешние влияния препятствовали формированию этноцентрических процессов, формированию устойчивых этнических связей. Этносы, оказывавшиеся в таких неблагоприятных условиях, оказывались объектами иноэтничной ассимиляции, или же их развитие оказывалось запоздавшим. Именно в таких неблагоприятных условиях протекали процессы этногенеза белорусов.

Одна из важнейших отличительных особенностей этноса состоит в том, что он представляет собой специфическую социальную группу, базирующуюся на общности культуры и едином самосознании. Сам же процесс формирования, развития, обогащения культуры создает сложную сеть информационных связей, которые развертываются в двух взаимосвязанных направлениях – диахронном и синхронном. Диахронные информационно-культурные связи обеспечивают этническую преемственность, т.е. существование и развитие этноса во времени, а синхронные – стабилизируют этнос в определенном социально-географическом пространстве.

Если по своим объективно-ландшафтным основаниям этнос представляет собой природно-территориальную общность, то по способам самоорганизации – социокультурный феномен. Эти две системообразующие характеристики этноса даны не в раздельности, а реально существуют во взаимозависимости, органическом взаимодействии.

Этнос в многообразии своих основных особенностей, характерных черт и функций составляет специфическую социальную среду, в которой формируется, развивается и действует каждая конкретная личность, принадлежащая к данной этнической общности. Но одновременно он функционирует и развивается в более обширной по масштабам и более многообразной по формам своего проявления социальной среде, каковой является общество на определенной ступени своего социально-исторического развития. Место и роль этноса, а соответственно, и входящих в его состав индивидов, в решающей степени определяются его социальным статусом.

Социальный статус этноса - это совокупность социальных характеристик данной этнической общности, обеспечивающих ее связи и взаимодействия с иноэтническими группами, социальными организациями и институтами и определяющих его позиции в социоструктурной системе общества. Этнос обладает определенным набором статусных позиций, формирующих его место и положение в обществе, к числу важнейших из которых относятся социально-экономическая, социокультурная, социально-политическая, демографическая, экологическая, правовая, социально-психологическая.

Соотношение между этносом и нацией. На определенном этапе социально-исторического развития, а именно в период становления капитализма, немыслимого без промышленной революции и объединения региональных рынков товаров, рабочей силы и услуг в единый общенациональный рынок, этнос постепенно преобразуется в нацию.

Нация – это исторически сложившаяся полиэтническая социальная общность людей, возникшая и развивающаяся на основе общности их территории, экономических связей, особенностей национального самосознания, психического склада, единого унифицированного языка в его литературной форме, многослойной полифонической культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности.

Межэтнические и межнациональные взаимодействия, представляя собой специфический вид субъект-субъектных отношений, имеют не только объективную обусловленность внешними по отношению к этносу (нации) факторами, но и субъективную детерминированность особенностями национального самосознания, мировосприятия, ценностных стереотипов и т.п. Национальный стереотип связан с такими понятиями, как национальный характер, национальная психология, и основные проявления получает на уровне межэтнического общения. Своеобразные черты национального характера, психического склада людей могут приобретать для их носителей самодовлеющее значение, а для представителей других этносов способны оказаться непонятными, чуждыми, подозрительными и т.п.

В условиях обострившегося интереса к этнонациональным отношениям не только политических структур - властных органов, политических партий и движений, но и широкой общественности становится все более необходимой конструктивная этнонациональная политика государства. Она должна включать в себя обеспечение реального равноправия всех этносов, проживающих на территории данного государства во всех сферах жизнедеятельности - экономической, политической, социальной, культурной, религиозной и бытовой. Она предполагает также реализацию и защиту правового статуса национальных меньшинств, необходимого для их социального, экономического и социокультурного благополучия.

Вот здесь мы подходим к очень важному для этносоциологии вопросу - о типах межэтнических и межнациональных отношений. Все многообразие этносоциальных взаимодействий можно свести к следующим основным типам:

1) подавление,

2) доминация (господство),

3) соперничество,

4) конфликт,

5) ассимиляция,

6) аккомодация (адаптация),

7) кооперация (сотрудничество).

Процесс этнического развития и межэтнических взаимодействий не имеет однонаправленного линеарного характера, он скорее напоминает волнообразное движение, при котором волны сотрудничества этносов в одни эпохи захлестывают волны соперничества и вражды, а при других социально-экономических и политических условиях начинают преобладать волны противоборства и насилия. Особенно резко проявляется вторая из этих тенденций в тех ситуациях, когда многоэтническое общество сотрясается глубоким социально-экономическим кризисом, как это произошло на огромном постсовестком геополитическом пространстве во время и в результате распада СССР. В таких случаях осуществление интенсивной политики национального суверенитета в одной стране  – бывшей советской республике - способно, в свою очередь, раздуть пламя национализма в соседней, что (по законам порочного круга) приводит к вспышке острого межнационального конфликта.

Исторический опыт свидетельствует, что структурные трансформации этнонационального развития могут дифференцироваться на два основных типа. К первому из них – объединяющие этнонациональные процессы – относятся:

1) Консолидация - сплочение нескольких самостоятельных, родственных по языку, культуре, образу жизни этнических групп в единый, новый, более крупный этнос (нацию), как это было, например, в процессе слияния нескольких восточно-славянских племен в единую древнерусскую народность в Х-ХП веках.

2) Ассимиляция - растворение одного этноса или его части в другом, обычно более многочисленном, в результате чего утрачиваются некоторые исконно этнические особенности (языковые, культурные и др.) и приобретаются новые, свойственные более мощному этносу и доминирующей культуре. Этот процесс интенсивно протекает в современных западных странах - Германии, Италии, Швеции и др., где уже сформировавшиеся государственные этносы, превратившиеся в нации (немцы, шведы, датчане и др.) ассимилируют в себя малые этнические общности и отдельных индивидов.

3) Кооперация - сотрудничество двух близких по культуре, языку, образу жизни этносов, которые сосуществуют друг с другом, активно взаимодействуют в различных сферах жизнедеятельности на одной, общей им территории, но сохраняют свое качественное своеобразие, не сливаются друг с другом.

Трансформационные этнические процессы разделяющего типа включают в себя следующие разновидности:

1) Этническое доминирование проявляется в стремлении возвысить свой этнос (нацию) при одновременном ущемлении интересов и прав других этнических групп, что характерно, например, для Узбекистана и некоторых других бывших республик СССР.

2) Этнодискриминция - ограничение или лишение прав определенных групп граждан по принципу национальной принадлежности, которое проявляется в последние годы в Эстонии, Латвии.

3) Этноприоритетный национализм - ориентирован на превознесение своего этноса (нации), своих языка, культуры, традиций и принижение значимости языка, культуры других этнических групп, что нашло проявление в Грузии, Азербайджане, Армении.

4) Этнический геноцид - преднамеренное создание жизненных условий, рассчитанных на частичное или полное уничтожение определенных этнических групп.

Разумеется, каждый из названных типов представляет собой абстрактную группу устойчивых признаков различных и многообразных взаимодействий, которые в зависимости от конкретно-исторических условий могут видоизменяться, приобретая специфические формы проявления. Поэтому каждый из них выступает в совокупности определенных социокультурных, политических, экономических условий в качестве обобщенного описания господствующей тенденции в развитии религиозных, этнических и других взаимодействий.

Поскольку этнос как социальная общность функционирует в качестве социальной системы, объединяющей в своих рамках множество индивидов, обладающих единством территории, языка, культуры, антропологического склада, образа жизни и т.п., он выполняет по отношению к входящим в его состав личностям определённые социальные функции. Наиболее существенные из них таковы:

1.  Защитная функция, проявляющаяся в том, что этнос как своеобразный социальный организм защищает интересы входящей в его. состав личности и помогает ей обрести уверенность в повседневной жизни, особенно в контактах с представителями иных этнических групп. Этнос исторически формируется на основе сочленения двух противоположно направленных процессов: с одной стороны, объединения близких по крови, языку, верованиям, культуре, образу жизни людей в одну социальную общность, а с другой - противопоставления членов этой общности как «своих» иным группам, носителям «чужих» по крови, языку и другим признакам людей, от которых исходит враждебность, угроза и т.п. В силу этих особенностей защитная функция этноса становится исторически исходной и очень важной, особенно на первоначальных стадиях этногенеза - формирования и развития этносов.

2.  Идентифицирующая функция состоит в том, что характерные черты и особенности этноса, общие для всех его членов, оказывают положительное психотерапевтическое воздействие на индивидов и их группы (семейные, приятельские, территориальные и др.) и формируют у них осознание принадлежности именно к данной этнической группе. Именно в поисках позитивной социальной отождествимости с другими (т.е. идентичности с ними) индивид или группа стремится самоопределиться, обособиться от других, утвердить свою автономность и самостоятельность. Специфика этнической идентификации заключается в том, что групповое самоотождествление (осознание принадлежности к группе) неразрывно связано с противоположным процессом - дифференциацией (или оценочным сравнением) других этнических групп.

Взаимодействие этих противоположно направленных процессов приводит к тому, что отделяясь и отстраняясь от «чужих», индивиды, обладающие общим языком, культурой, верованиями и т.п., самоотождествляются (идентифицируются) именно с данной этнической общностью, приобретают или усваивают свойственные ей нормы, ценности, идеалы, моральные качества.

3.  Интегрирующая функция заключается в том, что социальные особенности этноса, интериоризированные (усвоенные) и воспроизводимые в повседневном поведении отдельными его представителями, сплачивают воедино, интегрируют людей одного языка, одной культуры, одного вероисповедания и т.д. в единуюэтническую общность.

4. Стабилизирующая функция проявляется в том, что на этнической основе у индивидов формируется не только сознание, отличающее их от других этносов и объединяющее их с другими представителями данного этноса, но и поддерживающее у человека чувство укорененности в данную этническую общность, сопричастности с ней, что делает его положение в обществе более стабильным и устойчивым.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

Понятие социального института. Фундаментом общества, на котором возвышается само его здание, являются социальные институты. Это те опоры, на которых держится весь социум, благодаря которым общество выживает, функционирует и эволюционирует.

Ещё Э. Дюркгейм определял социальные институты, как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей.

Современный английский социолог Э. Гидденс дал следующее определение: социальные институты — это устойчивые формы социальной деятельности, воспроизводимые во времени и пространстве, т.е. повторение схожих, однотипных моделей действий и поведения индивидов, отделённых друг от друга социальным временем и пространством.

Российские социологи Ю.Г. Волков и И.В. Мостовая охарактеризовали социальный институт, как устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему; это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности.

Российский социолог A.M. Кравченко: социальные институты — относительно стабильные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни: семья, религия, образование, экономика, управление.

Американский социолог Н. Смелзер: социальные институты — это человеческие инструменты, созданные для обеспечения устойчивых форм интеракции (взаимодействия), рассчитанные на удовлетворение той или иной социальной потребности.

Итак, социальный институт — это:

•   ролевая система, в которую включены те или иные нормы, статусы и роли;

•   совокупность обычаев, традиций и правил поведения людей;

•   организованная система формальных и неформальных структур-

•   совокупность норм и учреждений, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений;

•   устойчивый комплекс социальных действий.

Если обобщить всё это, то можно сказать, что: социальный институт – это глобальная социальная система, существующая исторически длительное время удовлетворяющая насущные потребности общества, обладающая легитимной силой и моральным авторитетом и регулируемая сводом социальных норм и правил.

Социальные институты имеют некие институциональные признаки, черты и свойства, которые присущи им всем:

1) стандарты и образцы поведения (лояльность, ответственность, уважение, послушание, субординация и т.д.);

2) символы и знаки (герб государства, флаг, крест, обручальное кольцо, иконы и др.);

3) кодексы и уставы (запреты, законы, правила, привычки);

4) физические объекты и сооружения (дом для семьи, общественные здания для государства, заводы и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

5) ценности и идеи (любовь в семье, демократия в обществе, свободы, православие и католицизм в христианстве).

Эти черты, органически присущие социальным институтам, выражают их внутреннее содержание.

Можно выделить также некие «внешние» свойства социальных институтов:

1) объективность, когда мы воспринимаем институты государства, собственности, производства, образования и религий в виде определенных объектов, существующих независимо от нашей воли и сознания;

2) принудительность, институты не только не зависят от нашей воли и желаний, но навязывают нам такое поведение, мысли поступки, которые мы не всегда желали бы для себя. Скажем, государство обязывает юношей защищать свою страну, налоговая инспекция вынуждает нас заполнять декларации и платить налоги;

3) моральный авторитет, легитимность (законность) социальных институтов. Государство — это единственный институт, имеющий право применять силу на своей территории на основе принятых законов. Религия имеет свой авторитет на основе традиций, морального доверия людей к церкви;

4) историчность социальных институтов. Это свойство предполагает, что за любым из них скрывается многовековая история, в течение которой он зарождался, укреплялся, трансформировался (видоизменялся). Каждый из нас застает эти институты готовыми, созданными раньше и существовавшими до нас.

Факторы развития социальных институтов:

· в обществе должна возникнуть и распространиться некая социальная потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества, становится главной предпосылкой становления нового института;

· должны быть в наличии операциональные средства удовлетворения этой потребности, т.е. сложившаяся система процедур, операций, четких действий, направленных на реализацию новой потребности;

· чтобы институт мог реально выполнять свою роль, он наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно постоянно пополнять;

· для обеспечения самостановления и саморазвития того или иного института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться определенная субкультура (система социальных действий, свод правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих к данному институту).

Без этих условий и факторов возникновение, становление и конкретного социального института невозможно.

Система социальных институтов.

Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называю системой социальных институтов, или институционалъной структурой общества. Система социальных институтов обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Большинство современных социологов сходятся в том, что система социальных институтов включает пять основополагающих институтов:

1) институты семьи и брака, являющиеся институтами первичной социализации, обеспечивающие воспроизводство человеческого рода, демографический рост населения;

2) политические институты, государство, обеспечивающие управление в различных сферах общества, безопасность и социальный порядок;

3) экономические институты, производство, современные технологии, обеспечивающие опережающее технико-экономическое развитие общества;

4) институты образования и культуры, обеспечивающие преемственность между поколениями людей в передаче социального опыта, знаний, в развитии подрастающего поколения, подготовке кадров;

5) институты религии, способствующие решению разного рода духовных проблем.

Все эти институты возникли в глубокой древности. Производство в человеческом сообществе насчитывает 2 млн лет, если за отправную точку брать первые орудия труда, созданные человеком. Возраст семьи, по мнению антропологов, составляет 500 тыс. лет. Государству примерно столько же лет, сколько и образованию, а именно 5—6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, анимизм, тотемизм) появилась около 30—40 тыс. лет назад.

Институционализация и динамизм социальных институтов. Без институционализации не может существовать ни одно современное общество. Институционализация как процесс упорядочивания, укрепления социальных связей и отношений предполагает появление соответствующей социальной потребности — материальной, физиологической, духовной и т.д. благодаря ей бессмысленные ссоры и драки превращаются в высокоформализованные спортивные поединки, беспорядочная половая жизнь — в институт семьи и брака, стихийные движения протеста — в политические партии. Институты выступают опорными точками общественного порядка, теми китами, на которых держится социальный мир, базируется само общество.

Система социальных институтов весьма динамична. Динамизм социальных институтов понимается в единстве следующих взаимоданных процессов:

1) жизненный цикл института от момента его зарождения до исчезновения;

2) функционирование зрелого института, т.е. выполнение всех его социально значимых функций, появление и преодоление, «погашение» дисфункций;

3) эволюция института — изменение вида, свойств, формы и содержания в историческом отрезке времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

Жизненный цикл института. Он включает четыре относительно самостоятельных, автономных стадии (фаз), которые имеют свои качественные характеристики.

Первая фаза — зарождение и формирование социального института. Американский исследователь Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы появления и формирования социальных институтов:

· потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

· потребность в производстве продуктов и услуг;

· потребность в распределении благ и привилегий;

· потребность в безопасности граждан, защите их жизни и личного благополучия;

· потребность в регулировании системы сложившегося социального неравенства, в размещении социальных групп, слоев по позициям, статусам в зависимости от установленных критериев;

· потребность в социальном контроле за поведением членов общества — религия, мораль, право, пенитенциарная система.

Вторая фаза — фаза эффективности, в этот период институт достигает пика зрелости, полного расцвета.

Третья фаза — период формализации норм, принципов, ознаменованный обюрокрачиванием, когда правила становятся самоцелью. Господство правил, подчинивших себе живых людей, возникает от чрезмерного стремления к аккуратности, четкости, субординированности. Одни институты (церковь, армия, государство власть) «обрастают» частоколом инструкций, правил, нормативов, другие от этого вырождаются и погибают, например, институты од. разования, здравоохранения.

Четвертая фаза — дезорганизация, дезадаптация, когда инсти, тут теряет свой динамизм, прежнюю гибкость и жизнеспособность и агонизирует. Институт ликвидируется или трансформируется в новый.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: