Типы социальных движений

Экспрессивные движения. Когда люди находятся внутри ограни­ченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не в состоянии изменить, обычно возникают экспрессив­ные социальные движения. Каждый участвующий в таком движе­нии индивид соглашается с существующей непривлекательной дей­ствительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифи­цируя саму реальность. С помощью мечтаний, видений, ритуалов, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии он находит долгожданное эмоциональное облегчение, что делает его жизнь тер­пимой,

Экспрессивные движения возникли в глубокой древности. К ним можно отнести, например, мистерии. существовавшие в Древней Греции, Древнем Риме, Персии и Индии. Люди. участвовавшие в таких мистериях. совершали сложные ритуалы, слушали прорицателей и ма­гов, создавали мистические учения, для того чтобы практически пол­ностью отделиться от несовершенной, на их взгляд, жизни общест­ва. В наше время экспрессивные движения наиболее ярко проявля­ются в молодежной среде. Хиппи и рокеры, лабухи и люберы - это лишь немногие проявления попыток молодых людей создать собст­венную субкультуру и дистанцироваться от чуждою им общества.

Часто экспрессивные движения связаны с верой в лучшую про­шлую жизнь. В то же вре­мя такие экспрессивные движения могут прокладывать путь реформам или вести к восстаниям, так как они оживляют традиции и могут функционировать как сила, возбуждающая пассивное население. Этому способствует также стремление большинства людей идеализи­ровать прошлое, противопоставлять «героические»- времена настояще­му времени. Такое свойство экспрессивных движении может сделать их промежуточным звеном между неполитическими и активными по­литическими движениями.

 Утопические движения. Онисводились к- попыткам создания идеальных социаль­ных систем в кружках утопистов, состоящих из немногочисленных последователей утопических идеи, но впоследствии они стали активно внедряться в реальные общества.

Движения реформ можно рассматривать как попытки изменить отдельные стороны общественной жизни и структуры общества без полной его трансформации. Чтобы индивиды объединились для борьбы за реформы, необходимы два условия: участники таких движений должны позитивно относиться к порядку в данном обществе, сосре­доточив внимание только на отдельных негативных сторонах обще­ственного устройства, а также иметь возможность для высказывания своего мнения и активных действий в поддержку какой-либо рефор­мы. В связи с этим можно сказать, что движения реформ в закончен­ном виде возникают лишь в демократических обществах, когда лю­ди имеют значительную свободу и могут критиковать существующие социальные институты и изменять их по желанию большинства.

Революционные движения. Под революцией в данном случае мы понимаем неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основ­ных социальных институтов. Революции следует отличать от государ­ственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему вла­сти в обществе неизменными. Термин «революция» применяется ино­гда к постепенным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как «промышленная революция», «сексуальная револю­ция». Но в этом случае мы имеем дело с совершенно другим значени­ем данного термина. Революционное движение пытается свергнуть, раз­рушить существующую социальную систему и установить новый со­циальный порядок, в значительной степени отличающийся от прежне­го. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке, то революционеры считают, что система не заслуживает того, чтобы ее спасали.

Любое революционное движение развивается постепенно в атмосфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Американские исследователи Л. Эдварде и К. Бринтон смогли выделить наиболее типичные стадии успешного развития революционных движений:

1) накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет;

2) неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса на­селения понимала их;

3) появление побуждения к активным дейст­виям, восстанию и социального мифа или системы верований, оправ­дывающих это побуждение;

4) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;

5) период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различ­ными группами революционеров или к уступкам с целью гашения взрывов страстей в народе;

6) выход на активные позиции экстреми­стов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;

7) период режима террора;

8) возврат к спокойному со­стоянию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней пред­революционной жизни. По такой схеме в целом про­текали французская, китайская и, наконец, российская революции.

Иногда очень трудно классифицировать движение как чисто ре­формистское или чисто революционное, поскольку и в том, и в дру­гом случае в движениях может принимать участие широкий спектр его последователей: от умеренных реформаторов до крайне ради­кальных революционеров, склонных к насильственным действиям.

Движения сопротивления. Это усилия определенных групп лю­дей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Подобные движения всегда сопрово­ждают движения реформ и революционные движения.

Существуют и другие типологии социальных движений.

По масштабам предполагаемых изменений:

Реформистские — эти движения стремятся к изменениям лишь некоторых элементов и норм системы, обычно легальными методами.

Радикальные — такие движения выступают за изменения системы в целом. Они затрагивают вопросы фундаментальных общественных изменений, в отличие от реформистских. Примерами радикальных движений могут служить Движение за гражданские права в США, требовавшее полных гражданских прав и равенства перед законом для всех американцев, независимо от расы (это движение было довольно широким и включало в себя как радикальные, так и реформистские элементы); польская Солидарность — движение, требовавшее трансформации сталинистской политической и экономической системы в демократическую; движение против апартеида в ЮАР.

· По типу изменений:

Прогрессивные (также используется термин инновационные) — движения, стремящиеся к внедрению в жизнь различных нововведений — новых институтов, законов, образа жизни, религиозных воззрений и т. д. К таким движениям можно отнести республиканские (по отношению к государственному устройству), социалистические, феминистские.

Консервативные (также используется термин ретроактивные) — движения, ставящие своей целью возвращение к ранее существовавшему образу жизни. К таким движениям относятся: экологические, фундаменталистские (в религиозном смысле), монархические.

· По отношению к целям изменений:

Направленные на изменения социальных структур — движения, которые могут выступать, в частности, за изменения политической системы. Такие движения могут трансформироваться в политические партии и организации или присоединяться к ним, однако многие остаются за пределами реформистской политической системы.

Направленные на изменения личности — к таким движениям относятся религиозные движения, в том числе сектантские.

· По методам работы:

Мирные (ненасильственные) — движения, выступающие за реализацию своих требований мирными средствами в противовес насильственным. Такими были Движение за гражданские права в США; движение «Солидарность» в Польше; гандизм в индийском национально-освободительном движении.

Насильственные — движения, использующие методы вооруженной борьбы. К таким движениям можно, например, отнести Сапатистскую армию национального освобождения, РАФ.

· Старые и новые:

Старые — движения за изменения, сформировавшиеся, преимущественно, в XIX веке и отстаивающие интересы тех или иных социальных классов или групп — движение рабочего класса, движение крестьян, движение аристократов, протестантов и т. д. Эти движения сконцентрированы вокруг экономических интересов.

Новые — движения, начавшие активно развиваться примерно с середины XX века. Это феминистское движение, энвайронментализм, движение за гражданские права, движение за права сексуальных меньшинств, движение за мир, антиядерное движение, антиглобализационное (или альтерглобализационное) движение и т. д.

· По зоне распространения:

Глобальные — движения, ставящие перед собой глобальные цели. К таким движениям относятся: первый, второй, третий и четвертый интернационалы, движение мировых социальных форумов, Народное глобальное действие, анархистское движение.

Локальные — большинство движений имеет локальный уровень и ставит перед собою локальные или региональные цели, такие как защита местной природной среды, сквотирование зданий и строений и т. д.

Мультиуровневые — движения, сочетающие в себе решение задач на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

Структурные предпосылки возникновения социальных движений. Американский исследователь социальных движении Д. Стокдейл отметил пять основных условий, которые он назвал структурными предпосыл­ками возникновения социальных движений:

1) социальная неудовле­творенность;

2) структурная блокада (барьеры в социальной структуре, которые способствуют возникновению социальной неудовлетворенности);

3) контакты и взаимодействия между неудовлетворенными людьми;

4) уверенность в том, что общие коллективные действия мо­гут ослабить социальную неудовлетворенность и улучшить условия существования;

5) наличие идеологии, оправдывающей предполагае­мые коллективные действия в социальных движениях. Когда эти ос­новные предпосылки появляются у некоторой части общества, соци­альные движения и соответствующие коллективные действия стано­вятся почти неизбежными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: