Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов представляет собой планируемую учебную и научно-исследовательскую работу, выполняемую во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа ориентирована на углубленное усвоение дисциплины, выработку и формирование навыков исследовательской работы и направлена на умение применять теоретические знания на практике.

При изучении дисциплины планируются следующие виды самостоятельной работы магистрантов:

— самостоятельная подготовка к текущим лекционным занятиям;

— подготовка к текущим контрольным работам по конкретным темам курса;

— подготовка к текущим практическим занятиям по конкретным темам курса в соответствии с темами и планами п/з;

— работа с глоссарием для успешного усвоения терминологии по курсу;

— подготовка к экзамену.

Подготовка к текущим контрольным работам требует от студентов осознанного восприятия, внимания и сосредоточенности на теме лекции, и ее содержании, понимания лекционного материала и ориентации в нем с учетом своевременного освоения новой терминологии (см. Глоссарий).

Этапы самостоятельной работы (с/р) студента.

Для выполнения любого вида самостоятельной работы сту­дент должен пройти следующие этапы:

1. определение цели с/р;

2. конкретизация познавательной (проблемной или прак­тической) задачи;

3. самооценка готовности к с/р;

4. выбор адекватного способа действия, ведущего к реше­нию задачи;

5. планирование работы (самостоятельной или с помощью преподавателя) над заданием;

6. осуществление студентом в процессе выполнения с/р управленческих актов: слежение за ходом самой работы, самоконтроль промежуточного и конечного результатов работы, корректировка на осно­ве результатов самоконтроля программы выполнения работы.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при проведении промежуточного (текущие контрольные работы, практические занятия) и итогового контроля (экзамен). Важной формой в освоении студентами изучаемой дисциплины являются консультации, которые помогают им организовать работу, дают возможность углубленно изучить различный материал и необходимые источники, совместно с преподавателем разобраться в спорных и проблемных вопросах. Кроме того, на консультациях преподаватель осуществляет контроль, проверяет качество лекционных конспектов и библиографических списков по творчеству писателей.

 

Подготовка к практическим занятиям

Работа по подготовке к практическим занятиям и активное в них участие — одна из форм изучения программного материала курса. Она направлена на подготовку высококвалифицированных профессиональных филологов с университетским образованием.

Подготовку к занятиям следует начинать с внимательного изучения соответствующих разделов учебных пособий и учебников, далее — следует изучать специальную литературу и источники, работать с таблицами, схемами, написать доклад, если студент получил такое задание. Готовясь к занятиям и принимая активное участие в их работе, студент проходит школу работы над источниками и теоретической литературой, получает навыки самостоятельной работы над письменным и устным сообщением (докладом), учится участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, формулировать и аргументировать выводы.

Форма практических занятий во многом определяется его темой. Практика показывает, что основные формы занятий следующие: беседа на основе составленного преподавателем плана (она наиболее приемлема при обсуждении одного из теоретических вопросов по проблемам темы или монографии), коллоквиум по разделу учебника или одной из монографий (коллоквиум предполагает, прежде всего, проверку знаний по определенной теме, источникам, разделу курса); подготовка письменного доклада студентом, его устный доклад и обсуждение его на практическом занятии.

 

Подготовка к выполнению контрольной работы (к/р) / спец. вопроса

Цели и задачи К/Р

Контрольная работа – одна из форм контроля уровня знаний и ориентирования студента в вопросах, ограниченных объемом учебной тематики. Контрольная работа является важной формой самостоятельного изучения дисциплины.

Цели К/Р:

— углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний;

— проверка степени усвоения выбранной темы;

— выработка у студентов умений и навыков поиска и отбора необходимой литературы, дополнительных источников, в том числе Интернет – ресурсов, самостоятельной обработки, обобщения и краткого, систематизированного изложения материала.

Виды контрольных работ:

— аудиторные (выполняемые во время аудиторных занятий в присутствии преподавателя);

— домашние (выполняемые дома к определенному сроку);

— текущие, целью которых является контроль знаний по только что пройденной теме;

— экзаменационные, оценка по которым имеет статус итоговой.

Методика выполнения контрольной работы

Выполнение к/р представляет собой определенную последовательность логически связанных действий, нарушение которой существенно снижает результативность работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: