Особенности учебников и рабочих тетрадей «Окружающий мир» в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

Содержание и структура учебников «Окружающий мир» (Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева) соответствуют концептуальным основам системы РО и основным логико-психологическими требованиями учебной  деятельности. Перечислим основные особенности.

1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.

 

Традиционная система (А. Плешаков) Система Эльконина-Давыдова (Е. Чудинова)
1 класс Раздел программы «Что и кто?» 1 класс Раздел программы «Состояния и процессы»
Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Кто такие насекомые? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое состояние? Идет дождь. Падает снег. Времена года. Развитие животных. Работа тела человека

 

 

2. Знания, конституирующие основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.

3. При выявлении источников знаний учащиеся должны уметь обнаруживать в учебной информации генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.

4. Эту связь учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать ее свойства в чистом виде.

5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходную, всеобщую связь изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых вместе с тем в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от частного к всеобщему и обратно.

 

Традиционная система (А. Плешаков) Система Эльконина-Давыдова (Е. Чудинова)
2 класс Про воздух 2 класс Ветер — движение воздуха. Свойства воздуха
Что такое ветер? Отчего загрязняется воздух? Чистый воздух – одно из главных богатств природы. Составление рассказа о значении воздуха по картинке. Рассказывание о загрязнении и охране воздуха по схеме. Д/з: узнайте, что делается для охраны чистоты воздуха в вашем крае   Ветер. Его обожествление в славянской мифологии. Сила ветра. Измерительная шкала. Измерительный прибор. Измерение силы ветра по шкале Бофорта. Конструирование приборов для оценки силы ветра. Практическое исследование свойств воздуха. Практическое исследование потоков воздуха. Планирование опытов. Интерпретация проведённых опытов. Работа с текстом: озаглавливание, выделение главной мысли  

 

Эмпирический уровень (А. Плешаков):

 

 

Теоретический уровень (Е. Чудинова):

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

В каждом параграфе учебника есть вводная часть, предназначенная для постановки задачи, а также материал, необходимый для ее решения, и основные выводы.

Учебник позволяет ученикам:

а) познакомиться с новым материалом: вникнуть в новую задачу;

б) выполнить ряд заданий по решению задачи и освоению нового материала (задания типа: озаглавь текст, дай ответы на вопросы, догадайся, сравни, обсудите в классе и т. п.);

в) определить последовательность шагов при выполнении практических работ;

г) определить, что главное в материалах темы или параграфа, что нужно понять и запомнить.

В учебниках и тетрадях учащимся предлагаются разнообразные задания, направленные на работу с текстом:

· найти информацию в тексте, объяснить явления;

· кратко рассказать, о чем этот текст;

· ответить на 1-2 содержательных вопроса по тексту;

· придумать и написать название текста;

· выделить маркером главные слова;

· разбить текст на смысловые части;

· для каждой смысловой части текста нарисовать значок или картинку, которая потом поможет вспомнить смысл этой части;

· составить план текста;

· составить вопросы к тексту;

· вспомнить и рассказать текст соседу по парте или классу по нарисованным значкам, картинкам или ключевым словам;

· выделить маркером непонятные и незнакомые слова, попытаться понять их значение по контексту;

· составить свой текст по подсказкам (по заданному плану);

· составить свой текст, предварительно написав подсказки;

· разбить готовый текст на абзацы, переставить их местами, обсудить изменения смысла и выразительности текста.

 

 

Прослеживается практическая направленность содержания учебника. Большое внимание уделяется проведению экспериментов.

 

 

 

 

 Формируется умение пользоваться приборами и измерительными шкалами. Ученики самостоятельно конструируют водяные и солнечные часы, осадкомер, простейший измеритель силы ветра и осваивают работу с механическими часами, часами-свечой, гигрометром, термометром, шкалами Бофорта, Мооса, Цельсия и др.

Материалы учебников позволяют детям выполнять предметные и умственные действия, обеспечивают им возможности для общения и дискуссий (в этом случае учебники позволяют детям осуществлять не репродуктивную, а продуктивную работу).

 Задания направлены на организацию совместно-поисковой учебной деятельности младших школьников, которую следует организовать так, чтобы дети усваивали теоретические знания при решении учебных задач в процессе развернутых диалогов и дискуссий между собой с учителем (коллективное решение детьми учебных задач позволяет им раскрывать условия происхождения усваиваемых знаний, умений и навыков, рефлексировать на сами способы их усвоения, осуществлять его контроль и оценку).

Ученику предлагается оценить свою работу: поставить крестик на линеечке.

 

 

 

Эффективность системы обучения Эльконина-Давыдова подтверждена широкой образовательной практикой. Данная система обучения отличается от традиционной:

1) способом выстраивание содержания – от общего к частному, раскрывающим процесс происхождения теоретического знания;

2) методом его введения с помощью системы учебных задач, позволяющим первоначально овладеть содержательным общим способом, чтобы затем использовать его при безошибочном подходе к каждой частной задаче;

3) групповой формой работы детей, позволяющей обострять понятийные противоречия через особым образом распределенное позиционное взаимодействие.

Система в целом дает возможность формирования у младших школьников основ теоретического мышления.

На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения, выявлению и развитию творческих способностей детей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: