Принцип движения от общего к частному

Ориентация школьников на всеобщее отношение целостного объекта служит основой формирования у них понятия об исходной «клеточке» этого объекта. Однако адекватность «клеточки» своему объекту обнаруживается тогда, когда из нее выводятся многообразные частные проявления. Применительно к учебной задаче это означает выведение на ее основе системы различных частных задач, при решении которых школьники конкретизируют ранее найденный общий способ, а тем самым конкретизируют и соответствующее ему понятие.

 

Цели и содержание начального естественно-научного образования в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

Ключевой целью естественно-научного образования в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова является формирование основ научного мышления ребенка в области природы.

Также решаются следующие задачи:

• первоначальное знакомство ученика с методами естественных наук;

• ориентация ребенка в мире природных явлений.

Предметом познания является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.

 

В первом классе ученики осваивают наблюдение, учатся описывать наблюдаемые объекты и процессы.

Главный способ действий, усваиваемый ребенком в ходе обучения, — экспериментирование. В начале второго года обучения дети открывают этот способ в наиболее общем простом виде. Учатся формулировать предположения (гипотезы) об условиях протекания того или иного процесса и воссоздавать эти условия для проверки на опыте.

В третьем классе решаются более частные задачи: на открытие общих способов измерения и способов представления результатов наблюдения и эксперимента.

В четвертом классе ученики учатся проводить мысленный эксперимент, выдвигая и обосновывая гипотезы, которые не могут быть подтверждены на опыте (гипотезы о смене дня и ночи, смене фаз Луны, форме Земли и др.). Они проверяют свои предположения с помощью разнообразных моделей.

 

 

Программное содержание: способы действий, осваиваемые школьниками

 

1 класс

Постановка проблемы получения знания об естественных (природных) и искусственных объектах. Способы получения ответов на вопросы об окружающем нас мире: спрашивание, чтение, наблюдение. Использование современных средств получения информации (телевидение, интернет).

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире. Анализ ощущений человека.

         Свойства (признаки) объекта наблюдения. Планирование наблюдений. Описание объекта наблюдения с помощью плана.

Сравнение объектов по выделенному свойству. Построение рядов объектов по выделенному свойству. Классификация объектов по выделенному свойству

Разные состояния объекта. Их описание и представление с помощью схемы. Состояния погоды (ясная, пасмурная, влажная, сухая, жаркая. холодная). (6 ч)

Процесс как смена состояний объекта. Процессы вокруг нас. Химические процессы: горение, его необратимость. Сезонные изменения растений и животных. Физические процессы, происходящие с водой. Физиологические процессы у человека. Изменения эмоционального состояния человека и животных. Изменения в живой и неживой природе. Установление последовательности процессов (на примере чтения следов животных). Возможность предсказания хода процесса (на примере прорастания луковицы).

 

2 класс

1. Условия процесса. Различение существенных и несущественных условий. Условия приготовления вареной и жареной картошки. Условия перехода воды из одного агрегатного состояния в другое; круговорот воды в природе. Условия горения (тушения огня). Условия правильного роста и развития человека. Условия, необходимые для жизни растений и животных. Условия хорошего полета, условия скольжения.

2. Эксперимент как основной способ решения научных споров. Простейшие способы проверки гипотез. Причины раскрывания-закрывания упавших шишек. Причины осенней и весенней линьки зверей. Существенные условия запоминания. Условия прочности сооружений. Таяние снега в городе и в лесу. Загрязненность улиц города. Движение комнатных растений. Поведение животных. )

3. Измерение как необходимая часть наблюдения или эксперимента. Оценка температуры, влажности, силы ветра. Единицы измерения Простейший измерительный прибор, его устройство. Конструирование измерительных приборов (осадкомер, гигрометр, термометр, часы) и работа с ними. Приемы измерений количества осадков и силы ветра. Виды осадков. Свойства воздуха и воды. Приемы измерения температуры, временных промежутков. Разные временные масштабы.

4. Выращивание растений. Планирование и проведение опытов, связанных с размножением и развитием растений. Представления о росте и развитии растений, животных, человека.

 

3 класс

1.  Способы описания результатов наблюдений и опытов. Маршрут – линейная запись пути. Запись маршрута с помощью символов (пиктографическая запись).

2. Выбор направления движения, стороны горизонта. Ориентирование на местности с помощью Солнца, звезд, компаса. (5 часов)

3. Картосхема (план, карта) как способ представления на плоскости трехмерных объектов. Общее представление о масштабе. Разные виды картосхем. План комнаты. Карта мира – материки и океаны (общее представление, расположение на карте). Особенности жизни на разных материках. Россия на карте. Физическая карта России (горы и реки, моря и океаны). Природа нашей Родины: пейзажи степи, пустыни, тундры, тайги, гор. Туристская картосхема – достопримечательности родного края.

4. Способ внесения в картосхемы дополнительной информации с помощью изолиний. Построение и чтение изолиний. Глубина водоема. Изолинии высоты. Ареалы распространения живых существ на карте. Проблема вымирания животных и растений. Красная Книга. Синоптические карты. Предсказание погоды.

5. Способы построения и чтения графиков. Способы построения и чтения таблиц. Способы построения и чтения диаграмм. Процессы роста живых существ. Кривые роста. Изменения ребенка по мере взросления (развитие). Изменения температуры тела человека в здоровом состоянии и во время болезни. Питание и продолжительность жизни. Чистый воздух и дыхание человека. Заболеваемость в разное время года. Здоровый образ жизни. Молния и гром. Шаровая молния и ее особенности. Безопасное поведение в грозу. Поведение птиц в разную погоду. Выпадение осадков в разные времена года. Классификация живых существ.  

6. Чтение простейших разрезов. Внутреннее устройство привычных в быту вещей. Жилища животных и человека. Слои земной коры. Горные породы и минералы. Почва и ее свойства. Полезные ископаемые.

7.  Использование изученных способов описания для связи разнородных явлений. Гипотеза о внутреннем строении Земли и движении материков. Извержения вулканов. Землетрясения. Рельеф местности. Равнина, гора, холм, овраг. Гипотезы о формировании рельефа местности.

 

4 класс

1. Наблюдение небесных явлений. Небесные тела.

2. Разные способы моделирования: схемы, «живые модели», модели из конструктора, модели с источником света, компьютерное моделирование. Явление смены дня и ночи на Земле. Солнечные и лунные затмения.

3. Моделирование формы Земли. Кругосветные путешествия. Расположение материков и океанов на карте и глобусе.

4. Основания для выбора и оценки моделей (представление о Всемирном тяготении). Системы Птолемея и Коперника. Устройство Солнечной системы. Луна - спутник Земли и ее влияние на Землю. Искусственные спутники Земли и их значение для решения хозяйственных задач. )

5. 5. Глобус – модель Земли. Форма и размеры Земли. Зональность в распределении природных сообществ на планете. Лес, луг, водоем родного края. Смена сезонов на нашей планете.

6. Наше место на планете Земля. Деятельность человека на Земле. Рост населения Земли. Демографические проблемы. Потребности человечества в энергии. Экологические проблемы: последствия преобразования территорий, проблема мусора, проблема вымирания животных и растений. Природа как важнейшее условие жизни человека. Меры по охране природы. Красная книга.

 

В процессе усвоении младшими школьниками научного метода вводятся некоторые фундаментальные понятия естествознания (предполагается разный уровень их освоения), такие как молекула, сила, энергия, взаимодействие, порядок, время, пространство, развитие и др.

 

Типология уроков

1. Урок постановки учебной задачи.

2. Урок решения учебной задачи.

3. Урок моделирования и преобразования модели.

4. Урок решения частных задач с применением открытого способа действий.

5. Урок контроля и оценки.

 

Структура урока

1. «Ситуация успеха» (рефлексия способа).

2. Постановка учебной задачи:

• столкновение знания с незнанием;

• выявление проблемы;

• выдвижение гипотез, идей;

• выбор, проверка гипотез;

• подведение итога(формулируют дети).

3. Моделирование.

4. Преобразование модели(решение частных задач по применению «открытия»).

5. Контроль (самоконтроль, взаимоконтроль).

6. Оценка (самооценка, взаимооценка; задания-«ловушки»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow