Факты жизни. Факты искусства

       Событие имеет следующие признаки:

Действие приводит к качественно новому изменению поступков героя. Когда есть противоречия человек начинает действовать в пространстве и во времени.

   Изменение происходит при столкновении с окружающей средой; с самим собой; с партнером.

    Говоря о событии, следует упомянуть о реальном событии и художественном вымысле.

   Реальное событие – основано на реально существовавшем жизненном факте или фиксировано документально (характеристика героя, эпохи до идеи вообще).

   Художественный вымысел – события, родившиеся в воображении сценариста, и используется для раскрытия смысла реального события.

   В событии принимает непосредственное участие реальный герой, конкретная личность. Будь он реально существующая личность или вымышленный персонаж. Поэтому большое значение имеет правильный выбор героя, который был бы наиболее типичен, отвечая сути того или иного события.

Вывод:

        Определив основные события драматургического произведения, его событийный ряд, можно почти полностью представить его сюжет, найти сюжетный ход, определить событийный ряд. Осталось написать сценарий.

 

Сценарий – план литературного произведения с подробным описанием действия, сюжетная схема, по которой создаются представления.

 

       Любая форма театрализованного зрелища имеет в качестве своей первоосновы литературный сценарий или либретто.

 

Либретто – замысел будущего действа, сюжетный план или схема сценария представления.

Коллизия:

  1. Столкновение противоположных сил, стремлений, интересов, взглядов, обстоятельств.
  2. Ситуация вызывающая противоборство противоположных сил.

(Конфликт один, а коллизий в нем может быть несколько. Н-р: В. Шукшин «до третьих петухов» - коллизии столкновение Ивана с другими персонажами и вынужденность Ивана решать их проблемы – чертей в церковь, чтобы узнать дорогу до мудреца.)

 

Перипетия – неожиданное обстоятельство вызывающее осложнение. Внезапная перемена жизни. Повороты действия, где борьба идет с переменным успехом.

 

Событие – то, что произошло. Пришествие, разворачивающееся на глаза зрителя. Состоит из совокупности фактов (предлагаемых обстоятельств), изменяющих привычное течение жизни.

 

 

СВЕРХЗАДАЧА

 

Сверхзадача – основная, главная всеобъемлющая цель художественного произведения, призывающая к осуществлению идеи произведения, ради которой оно написано автором.

 

Сверхзадача – цель воздействия представления на зрителя, то какой реакции, каких мыслей автор желает добиться от зрителя после просмотра зрелища или участия в мероприятии.

 

Понятие сверхзадачи введено К.С. Станиславским. По его словам Сверхзадача – это главная идейная задача, цель, ради которой создается пьеса, актерский образ, спектакль. Идейную цель, т.е. сверхзадачу Станиславский считал основой сценического произведение, а отсутствие ее – катастрофой для пьесы, спектакля, артиста, роли.

 

Здесь налицо сближение двух понятий идеи и сверхзадачи. Не следует их путать.

Идея – главная мысль произведения.

Сверхзадача – идейная цель, т.е. та реакция зрителя, которую должна вызвать идея представления.

 

Сверхзадача отвечает на вопрос «во имя чего?» написано произведение, к чему оно призывает.

Сверхзадача призывает не только к осуществлению идеи, но и указывает конкретные пути ее достижения, способы ее воплощение.

 

Понятие сверхзадачи можно отнести к спектру деятельности режиссера-постановщика в случае, если он ставит пьесу. И к сценаристу – режиссеру, который ставит мероприятие по сценарию, написанному им самим.

 

Определение темы, идеи, конфликта и сверхзадачи в литературном произведении, выбранном для постановки не сцене, называется идейно-тематическим анализом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: