Пролог, экспозиция и завязка

   Экспозиция – вступление к чему-либо, начало чего-либо; вступительная часть литературного или музыкального произведения.

Пролог (от греч. - перед; слово, речь) – вступительная (начальная) часть литературно-художественного произведения, которая предваряет общий смысл, кратко излагает события, которые предшествуют главному содержанию, Предыстория сюжета, своего рода предисловие. В прологе всегда заявляется тема произведения.

Завязка – зона возникновения конфликта, первое прямое столкновение противоборствующих сторон, начало борьбы по сквозному действию.

       

Кульминация (от лат. вершина). Высокая точка напряжения в развитии действия художественного произведения. Высшая точка напряжения конфликта, точка перелома в ходе развития действия, после нее происходит разрешение конфликта.

    

     Развязка. После кульминационного момента напряжение немного спадает, и выводит зрителя к пониманию мотивов действий двух противоборствующих сторон. В развязке раскрывается идея произведения.  Развязка восстанавливает, нарушенное в завязке, равновесие: конфликт исчерпан, противодействие одной из сторон сломлена, победа одержана (может быть и временная победа).

      

Финал -заключительная часть повествовательного или драматического литературного произведения. Другими словами – то чем все закончилось. В финале раскрывается сверхзадача сценариста – режиссера.

ФАБУЛА И СЮЖЕТ

ФАБУЛА — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, в причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете.

Первоначально термин "Ф." (лат. fabula, фр. fable, англ. fable, нем. Fabel) имел значение — басня, побасенка, сказка, т. е. произведение определенного жанра. В дальнейшем термином "Ф." обозначают то, что сохраняется как "основа", "ядро" повествования, меняясь по изложению.

 

СЮЖЕТ (от фр. sujet — предмет) — в литературе, драматургии, театре — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра), и выстроенных по определённым правилам демонстрации.

СЮЖЕТ - способ развертывания фабулы, т.е. ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого. Сюжет включает в себя все элементы композиции.

 

Фабула любого сочинения – это просто перечисление событий: сначала произошло то, а потом случилось это. Если пользоваться анатомическими понятиями, то фабула – голый скелет произведения, его косточки.

 

Сюжет — это также повествование о событиях и их причинной взаимосвязи, описание основных событий и причинных связей между ними, а также сюжет упоминает о том, как каждое событие повлияло на характер и судьбу героев. Сюжет – это существо из костей и мяса, плоти и крови.
Например,

«Король умер, а затем умерла королева» — это фабула.

«Король умер, и королева умерла от горя» — это сюжет”


ГЕРОЙ В ДРАМАТУРГИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

 

 Герой в драматургическом произведении должен бороться, быть участником социального столкновения. В драматургии героев, стоящих вне изображаемого социального столкновения, быть не должно.

 

 Автор, изображающий социальный конфликт, всегда находится на одной его стороне. Его симпатии а, соответственно, и симпатии зрителей отданы одним героям, а антипатии — другим. При этом — понятия «положительные» и «отрицательные» герои — понятия относительные и не очень точные. Речь в каждом конкретном случае может идти о положительных и отрицательных героях с точки зрения автора данного произведения.

 

  В нашем общем понимании современной жизни положительный герой — это тот, кто борется за утверждение социальной справедливости, за прогресс, за идеалы.Герой отрицательный, соответственно, тот, кто ему противоречит в идеологии, в политике, в поведении, в отношении к труду и т.д. (н-р: Ромео и Тибальт (брат Джульетты)если бы Тибальт не начал спорить с Меркуцио, то Ромео его бы не убил, а значит все бы было хорошо) (Баба-Яга – не плохой персонаж, но мешает герою, значит отрицательный. Кощей Бесметрный поживи всю жизнь один… украл понравившуюся девушку - невесту Ивана – Царевича – плохой Герой).

 

Главный герой в драматургии тот, кому зритель сочувствует и сопереживает. Но «положительный» герой состоит еще и в том, что в драматургии, как и в литературе вообще, в ряде случаев герой, которому мы сочувствуем, не является примером для подражания, образцом поведения и жизненной позиции. Трудно отнести к положительным с этих точек зрения героям Катерину из «Грозы» и Ларису из «Бесприданницы» Л.Н. Островского. Мы искренне сочувствуем им как жертвам общества, живущего по законам звериной морали, но их способ борьбы со своим бесправием, унижением, мы, естественно, отвергаем.

 

С главным героем происходят различные события, которые становятся основополагающими в развитии конфликта и образуют цепочку событий – событийный ряд.

СОБЫТИЙНЫЙ РЯД

 

  1. Исходное событие – пролог (служит вводом в действие, создает атмосферу праздника, готовит зрителей к дальнейшему восприятию темы);
  2. Основное событие – завязка (начало действия, событие с которого начинается конфликт; происходит тематизация представления);
  3. Центральное событие – кульминация (высшая точка развивающегося действия; рубеж, знаменующий собой решительный поворот, после которого изменится характер борьбы; в тематическом представлении кульминацией является эпизод с «реальным героем»; в празднике - театрализованное представление, которое раскроет его сущность)
  4. Финальное событие – развязка (способ разрешения конфликта, событие, подводящее зрителя к пониманию тех или иных противоречий, т.е. воплощение идеи представления);
  5. Главное событие – авторское послесловие (раскрывается сверхзадача).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: