Действие в драматургическом произведении — не что иное, как конфликт в развитии. Оно развивается из начальной конфликтной ситуации, возникшей в завязке. Развивается не просто последовательно — одно событие после другого — а путем рождения последующего события из предыдущего, благодаря предыдущему, по законам причинно-следственного ряда. Действие пьесы в каждый данный момент должно быть чревато развитием дальнейшего действия.
Теория драматургии в свое время считала необходимым соблюдение в драматургическом произведении трех единств: единства времени, единства места и единства действия. Практика, однако, показала, что драматургия легко обходится без соблюдения единства места и времени, но единство действия является подлинно необходимым условием существования драматургического произведения, как произведения художественного.
Соблюдение единства действия — это по существу соблюдение единой картины развития основного конфликта. Оно, таким образом, является условием для создания целостного образа конфликтного события, которое в данном произведении изображается.
|
|
Единство действия — картина развития непрерывного конфликта. Нарушение единства действия — подрывает возможность создания целостного художественного образа конфликтного события. Т.е. нарушает целостность произведения.
Действием в драматургическом произведении следует считать только то, что происходит непосредственно на сцене.Так называемые «досценические», «несценические», «засценические» действия — все это информация, которая может способствовать пониманию действия, но, ни в коем случае не может его заменить. Злоупотребление количеством такой информации в ущерб действию сильно снижает эмоциональное воздействие пьесы (спектакля) на зрителя, а иногда сводит его на нет.
Т.к. предмет изображения в драме — тот или иной конкретный социальный конфликт, персонифицированный в героях данной пьесы, то действие – это конфликт в его конкретном развитии. Драматургия воспроизводит конфликт в виде действия.Конфликт — источник действия. Действие — форма его движения, его существования в произведении.
Итак, действие — это завязка, «развертывание» и «разрешение» конфликта.
КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЦЕНАРИЯ
Композиция (от лат. составление, соединение, связь). Построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения. Художественное произведение всегда представляет собой целостную совокупность органически связанных между собой характеров, событий, проблем, идей. (Слов. лит. терминов. С. 153)
|
|
Композиция (от лат. складывать, строить) относится ко всем родам, видам и жанрам искусства. Термин композиция пришел в теории драмы из теории живописи в 19 веке. То, что сейчас подразумевается под понятием «композиция», у Дидро обозначалась понятием «план». И Дидро констатировал, что пьес с хорошим диалогом гораздо больше, чем пьес хорошо построенных. Так как же добиться хорошего построения пьес?
Следует обратиться к Аристотелю, который выделил три основных момента построения: «Начало – то, что само не следует по необходимости за другим, а напротив, за ним существует или происходит по закону природы нечто другое. Конец – наоборот, то, что само по необходимости или по обыкновению следует за другими, после него же нет и не может быть чего-либо. Середина – то, что само следует за другими, и за ним следует другое». (Аристотель Поэтика.)
Композиция – это определенная система средств раскрытия, организации образов их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в художественном произведении.
Композиция – способ организации материала, гармоничное соотношение частей, объединенных в целое. Композиция театрализованного праздника строится по законам драматургии и является способом, средством организации любого художественного и документального материала театральными средствами по законам развивающегося в пространстве и времени сценического действия.
Формы композиций:
Закрытая. Фабула образует единое целое. Композиция представляет собой последовательно объединенные эпизоды, подчиненные причинно-следственной связью. Действие направлено на сценическую площадку и происходит внутри ее – концерт, театрализованное представление, зрелище.
Открытая. Фабула представляет монтаж разрозненных прерывистых мотивов, объединенных в целостный ансамбль. Сценическое пространство открыто, что предполагает работу с публикой, место и смысл сценических предметов меняется.
Локальный синтез эпизодов. Особенности драматургии в праздничных формах – объединяет разножанровые эпизоды в единую композицию.
Интегрированный комплекс праздничных форм.
Композиция в театрализованном представлении имеет, как правило, 6 основных элементов:
1. Экспозиция;
2. Завязка;
3. Развитие действия;
4. Кульминация;
5. Развязка;
Финал.