Действие в драматургии

Действие в драматургическом произведении — не что иное, как конфликт в развитии. Оно развивается из начальной конфликтной ситуации, возникшей в завязке. Развивается не просто последовательно — одно событие после другого — а путем рождения последующего события из предыдущего, благодаря предыдущему, по законам причинно-следственного ряда. Действие пьесы в каждый данный момент должно быть чревато развитием дальнейшего действия.

 

 Теория драматургии в свое время считала необходимым соблюдение в драматургическом произведении трех единств: единства времени, единства места и единства действия. Практика, однако, показала, что драматургия легко обходится без соблюдения единства места и времени, но единство действия является подлинно необходимым условием существования драматургического произведения, как произведения художественного.

 

  Соблюдение единства действия — это по существу соблюдение единой картины развития основного конфликта. Оно, таким образом, является условием для создания целостного образа конфликтного события, которое в данном произведении изображается.

 

Единство действия — картина развития непрерывного конфликта. Нарушение единства действия — подрывает возможность создания целостного художественного образа конфликтного события. Т.е. нарушает целостность произведения.

 

  Действием в драматургическом произведении следует считать только то, что происходит непосредственно на сцене.Так называемые «досценические», «несценические», «засценические» действия — все это информация, которая может способствовать пониманию действия, но, ни в коем случае не может его заменить. Злоупотребление количеством такой информации в ущерб действию сильно снижает эмоциональное воздействие пьесы (спектакля) на зрителя, а иногда сводит его на нет.

 

Т.к. предмет изображения в драме — тот или иной конкретный социальный конфликт, персонифицированный в героях данной пьесы, то действие – это конфликт в его конкретном развитии.   Драматургия воспроизводит конфликт в виде действия.Конфликт — источник действия. Действие — форма его движения, его существования в произведении.

Итак, действие — это завязка, «развертывание» и «разрешение» конфликта.

КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЦЕНАРИЯ

   Композиция  (от лат. составление, соединение, связь). Построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения. Художественное произведение всегда представляет собой целостную совокупность органически связанных между собой характеров, событий, проблем, идей. (Слов. лит. терминов. С. 153)

   Композиция (от лат. складывать, строить) относится ко всем родам, видам и жанрам искусства. Термин композиция пришел в теории драмы из теории живописи в 19 веке. То, что сейчас подразумевается под понятием «композиция», у Дидро обозначалась понятием «план». И Дидро констатировал, что пьес с хорошим диалогом гораздо больше, чем пьес хорошо построенных. Так как же добиться хорошего построения пьес?   

   Следует обратиться к Аристотелю, который выделил три основных момента построения: «Начало – то, что само не следует по необходимости за другим, а напротив, за ним существует или происходит по закону природы нечто другое. Конец – наоборот, то, что само по необходимости или по обыкновению следует за другими, после него же нет и не может быть чего-либо. Середина – то, что само следует за другими, и за ним следует другое». (Аристотель Поэтика.)

   Композиция – это определенная система средств раскрытия, организации образов их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в художественном произведении.

   Композиция – способ организации материала, гармоничное соотношение частей, объединенных в целое. Композиция театрализованного праздника строится по законам драматургии и является способом, средством организации любого художественного и документального материала театральными средствами по законам развивающегося в пространстве и времени сценического действия.

   Формы композиций:

   Закрытая. Фабула образует единое целое. Композиция представляет собой последовательно объединенные эпизоды, подчиненные причинно-следственной связью. Действие направлено на сценическую площадку и происходит внутри ее – концерт, театрализованное представление, зрелище.

Открытая. Фабула представляет монтаж разрозненных прерывистых мотивов, объединенных в целостный ансамбль. Сценическое пространство открыто, что предполагает работу с публикой, место и смысл сценических предметов меняется.

  Локальный синтез эпизодов. Особенности драматургии в праздничных формах – объединяет разножанровые эпизоды в единую композицию.

Интегрированный комплекс праздничных форм.

 

Композиция в театрализованном представлении имеет, как правило, 6 основных элементов:

1. Экспозиция;

2. Завязка;

3. Развитие действия;

4. Кульминация;

5. Развязка;

Финал.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow