Герой — Зрительный зал

Тема, идея, конфликт, сверхзадача, архитектоника сценария досугового мероприятия (композиционное построение). Фабула и сюжет. Событийный ряд.

 

ТЕМА

Общеизвестно, что создание любого художественного произведения искусства зависит, прежде всего, от темы и идеи произведения, от главной мысли художника (автора). По мнению теоретиков драмы, законы мышления лежат в основе творческого процесса и требуют, чтобы драматург начинал свою работу с основной идеи.

 

Прежде чем приступать к созданию любого сценария, необходимо понимать - о чем будет идти речь в данном сценарии. Про что будет данный сценарий, а впоследствии и постановка. Вот это «о чем» - называется темой сценария (а затем и мероприятия)

 

Тема (от греч. то, что положено в основу) - определяется как круг событий, образующих жизненную основу произведения и одновременно служащих для постановки философских, социальных, этических, и других проблем.

 

Тема - это круг жизненных явлений (проблем), которые должны быть, художественно исследованы в сценарии. Тема сценария определяется тем кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнуют аудиторию (речь идет об актуальности темы). (Марков)

Тема – это предмет повествования, то о чем говориться в сочинении, произведении и т.д. (Большая Советская Энциклопедия).

 

Тема отвечает на вопрос о чем данное произведение, о чем оно рассказывает, о чем оно говорит.

 

Другими словами, тема – это проблема, которую мы поднимаем в нашем сценарии. Без темы не может быть произведения.

 

При создании сценария тема может быть известна заранее (например, парад Победы), а может быть, что сценарист сам выявляет тему изучив документальный и художественный материал (например, концерт джазовой музыки – есть джазовые номера, но темы концерта нет, ее нужно определить изучив материал).

 

Тема должна быть определенно и ясно сформулирована. Понимание темы ведет к наиболее полному ее раскрытию и как следствие к качественному содержанию сценария.

 

 Каждое произведение художественной литературы есть не что иное как: тема-задача (положение), которую разъясняют, о которой рассказывают. Тема должна быть обязательно раскрыта. Необходимо раскрыть тему, а не искать решение. Выбор темы определяется гражданской позицией автора сценария.

 

ИДЕЯ

 

Понятие идея связано с представлением о выводе, о решении вопроса, который поставлен в данном произведении.

«Идея является тем существенно важным моментом произведения, который определяет его общественную значимость и ценность, его гуманистическую и социальную прогрессивную роль». (Анатолий Иванович Чечётин. Основы драматургии театрализованных представлений).

 

Идея – это основная мысль произведения. Идея отвечает на вопрос – ради чего? Т.е. что говорит данное произведение (его основная мысль).

 

При создании сценария необходимо помнить, что идея, не волнующая сердце автора, не будет волновать и зрителя. Идея – это боль автора. Идея произведения – это его душа.

 

При создании сценария идею, как и тему нужно ясно и конкретно формулировать.

Таким образом, сценарист при работе над произведением должен четко ответить на вопросы – о чем будет произведение (тема) и ради чего развивается тема, какого воздействия на зрителя сценарист желает добиться (идея). Отсутствие одного из этих компонентов тормозит дальнейшую работу над сценарием и приводит к неудачам.

КОНФЛИКТ

 

Конфликт (лат. conflictus — столкновение), внешняя борьба, спор, чаще, однако, внутреннее столкновение противоположных оценок и сил: долг и склонность, воля и задача, также два различных долга или две разных склонности;

Конфликт – это "сердце" любого литературного произведения.

 

Также конфликт можно определить как столкновение, борьба, противоборство характеров, идей, мировоззрений, двух противодействующих сторон.

 

конфликта, т.е. борьбы идей, мировоззрений вне конкретных людей (персонажей), вне конкретных их действий, поступков в жизни и на сцене нет.

 

«Сюжетное действие только тогда называется действием, когда оно встречает противодействие и развивается в виде драматического конфликта. Без него нет и не может быть драматургии. Конфликт - есть основа любого драматургического произведения, определяющая и сюжетное построение и композицию» (Генкин Д.М. Массовые праздники).

 

 

Конфликт – "двигатель" сюжета, потому что именно конфликт обуславливает все сюжетные ходы. Не следует путать конфликт с ситуацией, потому что ситуация – это всего лишь временное стечение обстоятельств, а конфликт – величина постоянная.

 

В процессе развития конфликта на глазах зрителей раскрывается, разворачивается, обнажается главная мысль художественного произведения - т.е. его идея и его сверхзадача.  

 

Конфликт всегда персонифицирован в конкретных героях.

 

Основные виды конфликта:

 

Внутренним – делает зло, потом раскаивается (Раскольников) (по рассказу - Воробей – хочу, но боюсь)

Внешним:

1. Герой — Герой. (Иван-Царевич и Кощей Бесметрный, Васлий Теркин и немецкий солдат) В этом случае автор и зритель сочувствуют одной из сторон конфликта, одному из героев (или одной группе героев) и вместе с ним переживают обстоятельства борьбы с противоположной стороной.

 Автор драматургического произведения и зритель всегда находятся на одной стороне, поскольку задача автора в том и состоит, чтобы согласить с собой зрителя, убедить зрителя в том, в чем он хочет его убедить.

 

Герой (или герои) и Среда, которой они противостоят.

В этом случае автор и зритель находятся как бы в третьей позиции, наблюдают и героя, и среду, следят за перипетиями этой борьбы, не обязательно присоединяясь к той или другой стороне.

Яркими примерами построения конфликта по типу Герой — Среда являются «Гамлет» Шекспира, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Гроза» А.Н. Островского.

 

Герой — Зрительный зал.

На таком конфликте обычно строятся произведения сатирические. Зрительный чал смехом отрицает поведение и мораль сатирических героев, действующих на сцене. Положительный герой в этом спектакле — сказал о «Ревизоре» его автор Н. В. Гоголь — находится в зале.

Этот вид конфликта очень часто встречается в мероприятиях – герои – ведущие в чем либо убеждают зрителя.

 

 

Деление драматургических конфликтов по виду их построения не носит абсолютного характера. Во многих произведениях можно наблюдать сочетание двух видов построения конфликта. Так, например, если в сатирической пьесе, наряду с персонажами отрицательными есть и положительные герои, кроме основного конфликта Герой — Зрительный зал, мы будет наблюдать и другой  — конфликт Герой — Герой, конфликт между положительными и отрицательными героями на сцене.

 Кроме того, конфликт Герой — Среда, в конечном счете, содержит в себе конфликт Герой — Герой. Ведь среда в драматургическом произведении не безлика. Она также состоит из героев, порой весьма ярких, имена которых стали нарицательными. Вспомним Фамусова и Молчалина в «Горе от ума», или Кабаниху в «Грозе». В общем понятии «Среда» мы объединяем их по принципу общности их взглядов, единого отношения к противостоящему им герою.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: