Тема 11. Управление и контроль в международном маркетинге

Информационное обеспечение международного маркетинга.

Планирование международных операций. Стратегическое и оперативное планирование в международном маркетинге. Принципы гибкого (адаптивного) планирования.

Контроль в международном маркетинге. Обратные связи. Ситуационный анализ. Схема ситуативного (реактивного) управления. Управление на основе слабых сигналов (по И. Ансоффу). Мониторинг и учет нарождающихся процессов во внешней и внутренней среде предприятия, организующего и проводящего внешнеэкономические операции. Ситуативно-прогнозное управление.

Управление рисками в международном маркетинге с привлечением страховых компаний и без них.

Организационные структуры транснациональных компаний. Моно- и поли-центрический подход к управлению международными производственно-сбытовыми операциями. Организационные структуры, ориентированные на управление по товарам, по рынкам и регионам. Оргструктуры, построенные по функциональному принципу.

Связь принятых оргструктур с характером товаров, масштабами деятельности, стратегическими и иными ориентирами в деятельности ТНК.

Темы практических, семинарских занятий и деловых игр

 

Семинарское занятие № 1

«Теория и методология международного маркетинга»

(Темы 1,2)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Понятие, сущность и принципы международного маркетинга.

2. Виды международного маркетинга.

3. Международный маркетинг как интегрирующая функция современного международного менеджмента.

4. Специфика внешнеэкономической деятельности экспортно-ориентированных предприятий.

Вопросы для обсуждения:

1. Есть ли принципиальные различия между национальным и международным маркетингом?

2. Правильно ли утверждение, что национальный и международный маркетинг пользуются одним и тем же инструментарием при управлении деятельностью предприятием?

3. Глобализация экономики - это благо или вред для развития мирового сообщества?

Литература: 1,2,3,6.

 

Семинарское занятие № 2

«Окружающая среда международного маркетинга»

(Тема 3)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Понятие окружающей среды международного маркетинга.

2. Составляющие окружающей среды международного маркетинга (экономическая, политическая, технологическая, культурная и т.д.) и их влияние на деятельность предприятия.

Вопросы для обсуждения:

1. Как коммерческие, финансовые и иные риски связаны с критериями устойчивости политического режима на зарубежном рынке?

2. Какие составляющие включаются в понятие торгово-политическое регулирование внешнеэкономической деятельности?

3. Почему и как культурная среда оказывает влияние на принятие решений во внешнеэкономической деятельности предприятия?

      Литература: 1, 2, 11.

Практическое занятие № 1

«Аналитическая функция международного маркетинга»

(Тема 4)

Проводится в форме   деловой игры

Цель игры: Анализ, оценка, и прогноз развития и выбор целевых рынков.

 

Вопросы для подготовки:

1. Основные критерии ранжирования внешних рынков при выборе целевых рынков.

2. признаки и критерии сегментации на потребительском зарубежном рынке.

3. Изучение фирменной структуры зарубежных целевых рынков

4. Изучение товарной структуры целевых зарубежных рынков.

 

Вопросы для обсуждения в ходе игры:

1. В чем состоит специфика аналитической функции маркетинга в национальных и международных видах маркетинга?

2. Если ли принципиальные различия в методах (технологиях) исследования внешнего и внутренних рынков?

3. Какие критерии выбора коммерческих посредников должны быть положены в основу решения этой задачи?

4. Почему оценка позиции, сильных и слабых сторон конкурентов представляет собой наиболее критическую задачу в исследовании фирменной структуры зарубежных рынков?

Литература: 1,2,4,6,8,11.

 

Практическое занятие № 2

«Международные маркетинговые исследования»

(Тема 5)

Проводится в форме   деловой игры

Цель игры:  Освоение методики и практика проведения рыночных исследований в международном маркетинге.

Вопросы для подготовки:

1. Кабинетные исследования внешних рынков. Сбор, обработка, анализ вторичной информации о зарубежных рынках.

2. Полевые исследования внешних рынков. Источники информации и методы получения первичной информации о зарубежных рынках.

3. Преимущества и недостатки различных источников информации о зарубежных рынках. 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какие источники получения информации о состоянии зарубежных рынков представляются наиболее достоверными?

2. Какие способы получения качественных характеристик состояния зарубежного рынка имеются в распоряжении исследователей?

3. Какие методы поведения рыночных исследований дают объективные оценки реального состояния изучаемых рынков?

Литература: 1,2,4,6,8,11.

Семинарское занятие № 3

«Товар и товарная политика в системе

 международного маркетинга»

(Тема 6)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Понятие экспортного товара. Виды экспертной товарной политики.

2. Понятие «нового» товара в системе международного маркетинга.

3. Понятие качества и конкурентоспособности экспортных и импортных товаров.

4. Международный жизненный цикл товара.

5. Сервис как обязательный атрибут экспортного и импортного товара.

6. Особенности организации производства экспортных товаров на российских предприятиях. Специфические требования к экспортным товарам.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Как связан товар, предназначенный для внешнего рынка, с сегментом целевого рынка?

2. В чем состоят особенности международного жизненного цикла высокотехнологичных товаров культурно-бытового назначения?

3. В чем преимущества диверсификации или стандартизации товарной продукции предприятий?

4. В чем важность решения проблем безукоризненного сервиса экспортных товаров?  

Литература:  1, 2, 3, 9,11.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: