Информационное обеспечение международного маркетинга.
Планирование международных операций. Стратегическое и оперативное планирование в международном маркетинге. Принципы гибкого (адаптивного) планирования.
Контроль в международном маркетинге. Обратные связи. Ситуационный анализ. Схема ситуативного (реактивного) управления. Управление на основе слабых сигналов (по И. Ансоффу). Мониторинг и учет нарождающихся процессов во внешней и внутренней среде предприятия, организующего и проводящего внешнеэкономические операции. Ситуативно-прогнозное управление.
Управление рисками в международном маркетинге с привлечением страховых компаний и без них.
Организационные структуры транснациональных компаний. Моно- и поли-центрический подход к управлению международными производственно-сбытовыми операциями. Организационные структуры, ориентированные на управление по товарам, по рынкам и регионам. Оргструктуры, построенные по функциональному принципу.
Связь принятых оргструктур с характером товаров, масштабами деятельности, стратегическими и иными ориентирами в деятельности ТНК.
Темы практических, семинарских занятий и деловых игр
Семинарское занятие № 1
«Теория и методология международного маркетинга»
(Темы 1,2)
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Понятие, сущность и принципы международного маркетинга.
2. Виды международного маркетинга.
3. Международный маркетинг как интегрирующая функция современного международного менеджмента.
4. Специфика внешнеэкономической деятельности экспортно-ориентированных предприятий.
Вопросы для обсуждения:
1. Есть ли принципиальные различия между национальным и международным маркетингом?
2. Правильно ли утверждение, что национальный и международный маркетинг пользуются одним и тем же инструментарием при управлении деятельностью предприятием?
3. Глобализация экономики - это благо или вред для развития мирового сообщества?
Литература: 1,2,3,6.
Семинарское занятие № 2
«Окружающая среда международного маркетинга»
(Тема 3)
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Понятие окружающей среды международного маркетинга.
2. Составляющие окружающей среды международного маркетинга (экономическая, политическая, технологическая, культурная и т.д.) и их влияние на деятельность предприятия.
Вопросы для обсуждения:
1. Как коммерческие, финансовые и иные риски связаны с критериями устойчивости политического режима на зарубежном рынке?
2. Какие составляющие включаются в понятие торгово-политическое регулирование внешнеэкономической деятельности?
3. Почему и как культурная среда оказывает влияние на принятие решений во внешнеэкономической деятельности предприятия?
Литература: 1, 2, 11.
Практическое занятие № 1
«Аналитическая функция международного маркетинга»
(Тема 4)
Проводится в форме деловой игры
Цель игры: Анализ, оценка, и прогноз развития и выбор целевых рынков.
Вопросы для подготовки:
1. Основные критерии ранжирования внешних рынков при выборе целевых рынков.
2. признаки и критерии сегментации на потребительском зарубежном рынке.
3. Изучение фирменной структуры зарубежных целевых рынков
4. Изучение товарной структуры целевых зарубежных рынков.
Вопросы для обсуждения в ходе игры:
1. В чем состоит специфика аналитической функции маркетинга в национальных и международных видах маркетинга?
2. Если ли принципиальные различия в методах (технологиях) исследования внешнего и внутренних рынков?
3. Какие критерии выбора коммерческих посредников должны быть положены в основу решения этой задачи?
4. Почему оценка позиции, сильных и слабых сторон конкурентов представляет собой наиболее критическую задачу в исследовании фирменной структуры зарубежных рынков?
Литература: 1,2,4,6,8,11.
Практическое занятие № 2
«Международные маркетинговые исследования»
(Тема 5)
Проводится в форме деловой игры
Цель игры: Освоение методики и практика проведения рыночных исследований в международном маркетинге.
Вопросы для подготовки:
1. Кабинетные исследования внешних рынков. Сбор, обработка, анализ вторичной информации о зарубежных рынках.
2. Полевые исследования внешних рынков. Источники информации и методы получения первичной информации о зарубежных рынках.
3. Преимущества и недостатки различных источников информации о зарубежных рынках.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие источники получения информации о состоянии зарубежных рынков представляются наиболее достоверными?
2. Какие способы получения качественных характеристик состояния зарубежного рынка имеются в распоряжении исследователей?
3. Какие методы поведения рыночных исследований дают объективные оценки реального состояния изучаемых рынков?
Литература: 1,2,4,6,8,11.
Семинарское занятие № 3
«Товар и товарная политика в системе
международного маркетинга»
(Тема 6)
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Понятие экспортного товара. Виды экспертной товарной политики.
2. Понятие «нового» товара в системе международного маркетинга.
3. Понятие качества и конкурентоспособности экспортных и импортных товаров.
4. Международный жизненный цикл товара.
5. Сервис как обязательный атрибут экспортного и импортного товара.
6. Особенности организации производства экспортных товаров на российских предприятиях. Специфические требования к экспортным товарам.
Вопросы для обсуждения:
1. Как связан товар, предназначенный для внешнего рынка, с сегментом целевого рынка?
2. В чем состоят особенности международного жизненного цикла высокотехнологичных товаров культурно-бытового назначения?
3. В чем преимущества диверсификации или стандартизации товарной продукции предприятий?
4. В чем важность решения проблем безукоризненного сервиса экспортных товаров?
Литература: 1, 2, 3, 9,11.