Новые подходы в преподавании региональной истории

(в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта)

 Напомним, что региональный (национально-региональный) компонент был изначально заявлен, наряду федеральным и институциональным (компонентом образовательного учреждения), как один из трёх, составляющих государственный образовательный стандарт 2004 года. В нормативных документах по этому поводу разъяснялось, что за счет часов регионального компонента в каждом субъекте РФ, в соответствии с экономическими и социальными потребностями территории, возможно включение в школьные учебные планы дополнительных предметов (или увеличение времени на изучение уже имеющихся). При этом неизменным должен был оставаться базовый минимум предметного содержания, гарантированный федеральным компонентом образовательного стандарта.

Однако, уже в редакции Федерального закона «Об образовании» от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ деление на компоненты не предусматривается. Поэтому учителя истории и обществознания, ориентирующиеся вплоть до настоящего времени на ГОС 2004 г., реализуют только федеральный компонент. А учебные курсы за рамками федерального компонента, в том числе краеведческой направленности, ведутся исходя исключительно из возможностей образовательной организации.

 Вместе с тем, в соответствии с Примерной программой по истории ФГОС ООО и ФГОС СООО в каждом её содержательном разделе присутствует указание на изучение региональной истории рассматриваемого периода. Авторы Концепции нового УМК видят в этом обязательное условие для представления истории как многоуровневой структуры, сочетающей историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (историю родного города, села), подчеркивают важное значение изучения региональной истории при формировании российской гражданской идентичности и чувства патриотизма у обучающихся.

 

Что необходимо учесть педагогу, реализующему требование историко-культурного стандарта, касающегося включения региональной истории в образовательный процесс?

Остановимся кратко на отдельных аспектах рассматриваемой проблемы, которые, на наш взгляд, являются наиболее важными: организационном, содержательном и обеспеченности учебными пособиями.

 

1. С точки зрения организации процесса обучения - дополнительные часы в обязательной части учебного плана для изучения регионального компонента не предусмотрены. Учителю рекомендуется самостоятельно выбирать наиболее оптимальные варианты:

 

· очень кратко – в теме соответствующего урока по отечественной истории;

· более подробно - на повторительно-обобщающем уроке;

· изучение отдельным содержательным модулем (через перераспределение часов внутри учебного курса);

· разработка программы и ведение факультативных занятий (спецкурса, элективного курса) за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса;

· изучение региональной истории в рамках внеурочной деятельности, как одно из её направлений.

 

2. Рекомендуется отойти при изучении регионального компонента от доминирования социально-политической истории региона к доминированию истории социокультурной.

Такой подход существенно отличается от традиционного краеведения, когда предпочтение отдаётся изучению исторических событий, процессов, трансформаций, имевших место на определённой территории, очерченной определёнными, чаще всего административно-территориальными границами в конкретный период времени. В противовес этому, учителю рекомендовано «при рассмотрении региональной истории ориентироваться на совокупность микросообществ с их микроисториями, когда на первый план выходят особенности восприятия людьми происходящих событий, их реакция на исторические процессы и трансформации, протекающие на уровне глобальной, национальной и региональной истории, их поступки в этих обстоятельствах, которые связаны с культурными традициями, ментальностью, социально-психологическими мотивами».

 

Более подробную информацию о принципах отбора содержания региональной истории можно получить в рекомендацияхМишиной Ирины Анатольевны (к.и.н., АПК и ППРО, г. Москва):

• в/запись вебинара издательства «Дрофа» по теме "Новые подходы к преподаванию региональной, этнической и локальной истории«13 сентября 2016 г.

http://drofa-ventana.ru/material/novye-podkhody-k-prepodavaniyu-regionalnoy-etnicheskoy-i-lokalnoy-isto/#video

• Мишина И.А. «Методологические подходы к преподаванию курсов федеральной, региональной и локальной истории в условиях реализации концепции нового УМК по истории» //ж. «Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование» № 2 2016

 

Актуальные ссылки на  материалы по истории Пермского края:

 

Учебники по истории Пермского края:

 

· Страницы истории земли Пермской. Часть первая. Н.Н. Агафонова, А.М. Белавин, Н.Б. Крыласова. Пермь, 1995 г. https://vk.com/doc422864067_476815641?hash=d4ebd172e19c0a9d4d

 

· Страницы истории земли Пермской. Часть вторая. Н.Н. Агафонова, А.М. Белавин, Н.Б. Крыласова и др. Пермь, 1997 г. https://vk.com/doc422864067_476815643?hash=1774c9855f1540a47e 

 

 

· Прикамье. Век ХХ. Учебное пособие. Пермь, 1999 г. https://vk.com/doc422864067_476815645?hash=d09d59be5cd31de571

 

· Чагин Г.Н. Города Перми Великой – Чердынь и Соликамск (серия «По городам и весям Прикамья»). Пермь, «Книжный мир», 2004 https://vk.com/doc422864067_477133503?hash=a4499609d3b99b36ca

 

 

· Головчанский Г.П., Мельничук А.Ф. Строгановские городки, острожки, сёла (серия «По городам и весям Прикамья»). Пермь, «Книжный мир», 2005

https://vk.com/doc422864067_477132811?hash=fa6ace4c5b0214a7de 

 

· Корчагин П.А. Губернская столица Пермь (серия «По городам и весям Прикамья»). Пермь, «Книжный мир», 2006 https://vk.com/doc422864067_477132513?hash=128f47e286d1040043 

 

· Чагин Г.Н., Шилов А.В. Уездные провинции. Кунгур, Оса, Оханск (серия «По городам и весям Прикамья»). Пермь, «Книжный мир», 2007 https://vk.com/doc422864067_517812684?hash=2f947af9aa0c16aa2d

 

Дополнительная литература, адреса сайтов, аудиозаписи, видеофильмы:

 

· Кривощёкова-Гантман А.С. Откуда эти названия? Пермское книжное издательство, 1973

https://permbook.livejournal.com/168547.html

 

· Шумилов Е.Н. Географические названия и фамилии Пермского края. Пермское книжное издательство, 1991 

https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/administrativno-territorialnoe-delenie-rossijskoj-imperii/gubernii-rossii/permskaya-guberniya/spiski-permskoj-gubernii-po-uezda/naselennye-mesta-permskoj-gubernii/географические-названия-и-фамилии-пермского-края-пермь-кн.-изд-во-1991.-евгений-николаевич-шумилов.html

 

· Спешилова Е.А. Старая Пермь: Дома. Улицы. Люди. 1723 – 1917. Издательство «Курсив», 1999 

https://vk.com/doc422864067_477138085?hash=40de66860121254d6d 

 

 

· Города – заводы (серия «По городам и весям Прикамья»). Под редакцией Чагина Г.Н. Пермь, «Книжный мир», 2011 https://vk.com/doc422864067_477781658?hash=0632d8344596ddd232

 

· Пермский 1917 год. Фотоальбом. ООО «Траектория», 2016 https://vk.com/doc422864067_477133049?hash=f7155f0c0e36e2dc79

 

· Энциклопедия «Пермский край» http://enc.permculture.ru/start.do;jsessionid=6C3D9366778CF44019FAC69831B9B6A2

 

· Материалы сайта «Забытые имена Пермской губернии» http://www.fnperm.ru/

· Аудиозаписи на радио «Эхо Москвы в Перми» в программе "Пермия – земля дальняя", где ведущие - журналист Вячеслав Дегтярников и доцент кафедры новейшей истории ПГНИУ Дмитрий Софьин рассказывают о малоизвестных и удивительных событиях в истории Пермского края. http://www.echoperm.ru/efir/332/

 

· Большую помощь в преподавании региональной истории учителю окажут фильмы, снятые на телеканале «Рифей Пермь» в проектах "Пермия - земля дальняя" и «Пармская обитель» с участием известных пермских ученых.

 

Перечень фильмов вместе со ссылками на них (см. «Фильмография») предоставлен пермским журналистом, зам. председателя Пермской региональной организации Союза журналистов РФ Дегтярниковым В.В.

 

Фильмография

 

(перечень предоставлен пермским журналистом, зам. председателя Пермской региональной организации Союза журналистов РФ Дегтярниковым В.В.)

 

Название Год выпуска Время показа Телеканал
«Вольдемарас: из Перми в Литву» (из цикла "Пармская обитель")   О профессоре Пермского университета А.И. Вольдемарасе, ставшему на фоне окончания Первой мировой войны и начала гражданской войны в России первым премьер-министром независимой Литовской Республики https://www.youtube.com/watch?v=pMu6aDwG_GA   2013 15 мин. Телеканал «Рифей-Пермь»
«Неизвестный Демидов» (из цикла "Пармская обитель")   О судьбе последнего руководителя Пермского губернского жандармского управления подполковнике Р.Д. Демидове, представителе знаменитого рода тульских оружейников и уральских заводовладельцев, служившем в Перми во время Первой мировой войны и боровшемся с немецкими шпионами и различными подрывными элементами https://www.youtube.com/watch?v=KqiqserkFnk   2013 14 мин. Телеканал «Рифей-Пермь»
«Старая усадьба. История спасения»(из цикла "Пармская обитель")   О драматической истории села Ильинского как центра строгановских владений на Урале https://www.youtube.com/watch?v=ZQq92pz84jo   2013 15 мин. Телеканал «Рифей-Пермь»
«Призрак господского дома»(из цикла "Пармская обитель")   Легенда о призраке, появляющемся в зеркале в здании главного правления строгановскими владениями на Урале в селе Ильинском. Раскрываются исторические корни легенды https://www.youtube.com/watch?v=vKoA8ZcZilE   2013 13 мин. Телеканал «Рифей-Пермь»
«"Ради Иерусалима…"» (из цикла "Пармская обитель")   Об  участии пермяков в укреплении позиций России на Святой Земле и в деятельности Императорского Православного Палестинского общества https://www.youtube.com/watch?v=davTPcALSzM   2013 14 мин. Телеканал «Рифей-Пермь»
«На страже порядка» (из цикла "Пармская обитель")   О помощнике полицейского пристава Мотовилихинского завода С.Ф. Косецком, героически проявившем себя в ходе событий 1905–1906 гг. https://www.youtube.com/watch?v=SA-0IUH_jRY   2013 14 мин. Телеканал «Рифей-Пермь»
«Владыка Александр» (из цикла "Пармская обитель")   Об  архиепископе Молотовском и Соликамском Александре (Толстопятов);  в прошлом - офицер Русского Императорского Флота, герой  русско-японской войны 1904–1905 гг., возродивший  в годы Великой Отечественной войны Пермскую (Молотовскую) епархию из руин https://www.youtube.com/watch?v=_InKB6USWJE   2013 15 мин. Телеканал «Рифей-Пермь», телеканал «Союз» (Москва)
«Город и кони» (из цикла "Пармская обитель")   Рассказывается драматическая история Пермского ипподрома, его создания в начале XX века и частых переездах в зависимости от исторических коллизий https://www.youtube.com/watch?v=BVyKzceIapI   2013 15 мин. Телеканал «Рифей-Пермь»
«Старый квартал»(из цикла "Пармская обитель")   Об истории Черного рынка города Перми и квартала вокруг него. Рассказывается о судьбах примечательных жителей этого района https://www.youtube.com/watch?v=8sZK7DtcMNQ   2013 15 мин. Телеканал «Рифей-Пермь»
«"Золото Колчака". Пермский след» (из цикла "Пармская обитель")   Легенда о так называемом «золоте Колчака», возникшей на фоне событий гражданской войны, и его отношении к Прикамью https://www.youtube.com/watch?v=XChDefWXU8A   2013 14 мин. Телеканал «Рифей-Пермь»
«Карагайские древности» (из цикла "Пармская обитель") Об исторической судьбе Карагайского района, в том числе о боевых действиях, которые велись на территории района во время Пугачевского бунта и гражданской войны https://www.youtube.com/watch?v=02Oa3GkkNls 2013 15 мин. Телеканал «Рифей-Пермь»
«"Пермь - второй Иерусалим". Часть I»(из цикла "Пармская обитель")   О пребывании в Усольлаге преподобного Кукши (Одесского) в контексте истории его жизни и деятельности https://www.youtube.com/watch?v=AmMY4tE4abc 2013 12 мин. Телеканал «Рифей-Пермь», телеканал «Союз» (Москва)
«"Пермь - второй Иерусалим". Часть II»(из цикла "Пармская обитель")   О пребывании преподобного Кукши (Одесского) в ссылке на территории Молотовской области после освобождения из Усольлага и о возвращении будущего святого в родные места на Украине https://www.youtube.com/watch?v=CT3q-u7A_oE   2013 14 мин. Телеканал «Рифей-Пермь», телеканал «Союз» (Москва)
«Житие преподобного Трифона» (из цикла "Пармская обитель")   О жизни преподобного Трифона Вятского   https://www.youtube.com/watch?v=tM9PQ4kfdD8   2013 15 мин. Телеканал «Рифей-Пермь»
«Скауты Империи» (из цикла "Пермия - земля дальняя")   Об истории пермских скаутов https://www.youtube.com/watch?v=qltz9QWOjHo&index=7&list=PLOSOWbbvWBwzmiVabBw9C14vhgOpFlWs0   2014 16 мин. Телеканал «Урал-Информ ТВ» (Пермь)
«Земля и небо профессора Фридмана» (из цикла "Пермия - земля дальняя")   О  великом математике, профессоре Пермского университета А.А. Фридмане, создателе теории нестационарной Вселенной, военном летчике – герое Первой мировой войны https://www.youtube.com/watch?v=o5Xxm8a9JMc&list=PLOSOWbbvWBwzmiVabBw9C14vhgOpFlWs0&index=6   2014 14 мин. Телеканал «Урал-Информ ТВ» (Пермь)
«Страсти по юбилею» (из цикла "Пермия - земля дальняя")   О драматическом сюжете искусственного «удревнения» истории города Перми, имевшему место на рубеже 60-х – 70-х гг. XX в., когда решением властей историю города решили вести не от 1781 г., а от 1723 г. В центре внимания – противостояние ректора Пермского университета профессора Ф.С. Горового и краеведа, бывшего партийного функционера Б.Н. Назаровского https://www.youtube.com/watch?v=00kXNDTUJZg&list=PLOSOWbbvWBwzmiVabBw9C14vhgOpFlWs0&index=5   2014 16 мин. Телеканал «Урал-Информ ТВ» (Пермь)
«Колчак в Перми» (из цикла "Пермия - земля дальняя")   О визите Верховного правителя России адмирала А.В. Колчака в Пермь в феврале 1919 г.   https://www.youtube.com/watch?v=YVQpVqHE2BM&list=PLOSOWbbvWBwzmiVabBw9C14vhgOpFlWs0&index=4   2014 16 мин. Телеканал «Урал-Информ ТВ» (Пермь)
«Царские родичи» (из цикла "Пермия - земля дальняя")   О  двух соликамских воеводах конца XVII в. из рода Нарышкиных – родственниках царской династии Романовых   https://www.youtube.com/watch?v=sWh97ENZnRg&index=3&list=PLOSOWbbvWBwzmiVabBw9C14vhgOpFlWs0   2014 15 мин. Телеканал «Урал-Информ ТВ» (Пермь)
«В поезде за Лениным» (из цикла "Пермия - земля дальняя")   О судьбе известного пермского революционера М.П. Туркина   https://www.youtube.com/watch?v=fgxTRexTxPs&list=PLOSOWbbvWBwzmiVabBw9C14vhgOpFlWs0&index=2   2014 15 мин. Телеканал «Урал-Информ ТВ» (Пермь)
«Новомиргородцы» (из цикла "Пермия - земля дальняя")   О 54-м драгунском Новомиргородском полку, командированном в 1906 г. в Пермскую губернию для содействия правоохранительным органам в охране правопорядка   https://www.youtube.com/watch?v=lY9Dykc8yM0&list=PLOSOWbbvWBwzmiVabBw9C14vhgOpFlWs0   2014 15 мин. Телеканал «Урал-Информ ТВ» (Пермь)
«Приказ общественного призрения» (из цикла "Пермия - земля дальняя") О деятельности Пермского приказа общественного призрения в 1781–1870 гг. и созданной масштабной системе оказания помощи незащищенным слоям населения   https://www.youtube.com/watch?v=Gs7D1ps9P3c   2014 16 мин. Телеканал «Урал-Информ ТВ» (Пермь)
«Пермская судьба преподобного Феодосия»   О жизни и судьбе преподобного Феодосия Кавказского, его происхождении и связях с Прикамьем   https://www.youtube.com/watch?v=Sp-tG2Lg0xo   2016 19 мин. Телеканал «Союз» (Москва)
«Белогорская обитель. Жизнь после…» О судьбе Белогорского монастыря, его монахов и послушников после закрытия обители https://www.youtube.com/watch?v=z6ML9wy33rs   2016 42 мин. Телеканал «Союз» (Москва)
«"Пермская рябинка": путь княгини Волконской» О судьбе русской писательницы, княгини О.А. Волконской, эмигрантке первой волны, в 1960 г. вернувшейся на Родину и поселившейся в Перми https://vk.com/rvio59?w=wall-154383441_11 2016 31 мин. Телеканал «ВЕТТА 24» (Пермь)
«Игумен Серафим»   О выдающемся священнослужителе Пермской епархии, настоятеле Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря игумене Серафиме (Кузнецов), его жизни и деятельности в России и на Святой Земле   https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=olwCE2J5oFw 2017 44 мин. Телеканал «Союз» (Москва)
«Наместник Её Величества»   О первом пермском генерал-губернаторе Е.П. Кашкине, создателе Пермского наместничества и губернского города Перми https://www.youtube.com/watch?v=oPkmc9TThSE   2018 30 мин. Телеканал «ТНТ Чайковский»

Приложение 4

 

 

Об общих подходах к выбору учебно – методического комплекса ( далее - УМК ) по истории из действующего федерального перечня учебников ( далее - ФПУ)

1. Как уже отмечалось выше, в тексте Концепции сформулированы принципиальные подходы к разработке учебно-методического комплекса по истории, определены характерные черты и особенности современного учебника истории, которые (дополнительно к его традиционной образовательной миссии), должны позволить в полной мере реализовать познавательную деятельность школьников в контексте требований ФГОС. Педагогу рекомендуется внимательно изучить эти теоретические положения - http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii.html

2. При выборе УМК (из рекомендованных в Федеральном перечне учебников) необходимо обратить внимание насколько он является полным. Напомним, что учебно-методический комплекс по отечественной истории в соответствии с требованиями должен включать в себя:

1) учебник; 2) хрестоматию или сборник документов; 3) исторический атлас; 4) рабочую тетрадь и сборник заданий; 6) книгу для чтения.

Кроме этого, в комплекте должны быть методические материалы и литература для учителя: 1) нормативные документы и программно-методические материалы, включая историко-культурный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, примерная программа по истории; 2) тематическое планирование; 3) предметные и курсовые методические пособия.

Названные материалы могут быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях. В зависимости от ступени обучения и возраста учащихся состав комплекта может варьироваться.

3. Педагогу необходимо иметь информацию (сделать это можно, в т.ч., через сайты издательств), насколько комплексным по составу и представлению исторического материала является выбираемый учебник:

Обращаем внимание, как автор выстраивает его текст (предлагает ли готовые суждения, или даёт набор фактов и аргументов, на основе которых ученики сами могут делать выводы); на наличие источников; способствует ли материал целостному и диалектическому восприятию отечественной истории (её позитивному содержанию, равно как и трагических страниц); смотрим на качество изобразительных материалов; полноту справочного аппарата (хронологическая таблица, словарь терминов, словарь персоналий и др.); насколько стимулирован познавательный и исторический диалог, что так же обеспечивается характером авторского текста, системой вопросов и заданий.

4. В соответствии с требованиями, учебник должен содержать предварительное обобщение (в форме введения, соотносимого по объему с параграфом), в котором рассматривается место курса в системе школьного исторического образования, представляется и обосновывается план дальнейших действий. Число параграфов должно быть примерно на треть меньше числа часов, отведенных на изучение курса (что позволит выделить время на другие виды деятельности обучающихся).

В начале каждого параграфа должен быть задан и мотивирован главный вопрос параграфа (урока). Содержание параграфа призвано помочь ученику сформулировать свой вариант ответа на этот вопрос и подобрать необходимые аргументы.

5. Изучаемый материал в учебнике должен соответствовать утверждённым хронологическим рамкам линейной системы преподавания истории.

6. С целью сохранения преемственности в обучении школьников, при организации работы по выбору учебников необходимо провести анализ возможной взаимозаменяемости учебно-методических линий для предотвращения проблем при реализации стандарта, продумать варианты бесконфликтного замещения исключенных предметных линий альтернативными учебниками.

 

          7. В настоящее время определяющее место в организации преподавания учебных предметов занимает учебно-методический комплекс. УМК разрабатывается на основе образовательного стандарта и образовательной программы по учебному предмету. При выборе учебников актуальным остается вопрос о соблюдении преемственности внутри предметных линий по истории России и всеобщей истории на ступенях основного общего образования и среднего общего образования. Предпочтительно работать учителю по одной содержательной линии учебников, чтобы сохранить преемственность дидактических единиц, методологических и методических подходов

 

8. Детально изучить особенности каждого УМК можно на сайтах издательств,

чья учебная литература вошла на данный момент в ФПУ:

 

Издательство «Русское слово» https://русское-слово.рф/

 

Издательство «Просвещение» https://prosv.ru/

 

Издательство «Российский учебник. Дрофа. Вентана-Граф» https://rosuchebnik.ru/

 

 

Рекомендуем обратить внимание на сайт АО «Издательство «Просвещение» (https://prosv.ru/) и на сайт «Росучебник» (https://rosuchebnik.ru/), где в свободном доступе размещены методические пособия (поурочные разработки) и рабочие программы ко всем учебно-методическим комплексам.

 

Например,

 

· по истории России под редакцией А.В. Торкунова они находятся по ссылке https://prosv.ru/assistance/umk/history-torkunov.html 

 

· по истории России авторов О.В. Волобуева, А.В. Абрамова, С.П. Карпачева и др. - по ссылке https://rosuchebnik.ru/material/istoriya-rossii-10-klassbazovyy-uroven-metodich-volobuev/

 

· по истории России под ред. В.А. Тишкова - по ссылке https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/umk-liniya-umk-rsh-ganelina-istoriya-rossii-6-10_predmet-istoriya-rossii_type-metodicheskoeposobie/

 

С содержанием электронных форм учебников АО «Издательство «Просвещение» можно познакомиться на сайте издательства в разделе «Электронный учебник» – «Медиатека» (https://media.prosv.ru/).

 

Для предварительного просмотра доступны оглавление и несколько параграфов. Например, с электронной формой учебника «История России» 10 класс можно познакомиться здесь: https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/216585/

 

С содержанием электронных форм учебников брендов «ДРОФА» и «ВЕНТАНА-ГРАФ» можно познакомиться на платформе «Лекта» (https://lecta.rosuchebnik.ru/),  в разделе «Магазин». В поисковой строке необходимо ввести название предмета и класс. На странице учебника есть возможность ознакомиться с несколькими разделами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: