ПРОЕКТ
Завадская Е.Н., методист ГАУ ДПО
«Институт развития образования Пермского края»,
89194622876
Методические рекомендации по вопросам преподавания истории в общеобразовательных организациях Пермского края в 2020/21 учебном году
Методические рекомендации ориентированы на учителей истории общеобразовательных организаций Пермского края, реализующих программы основного общего и среднего общего образования и разъясняют отдельные вопросы, связанные с преподаванием учебного предмета «История» в 2020/21 учебном году. С целью иллюстрации и конкретизации отдельных положений данного текста для педагогов подготовлены четыре приложения:
Приложение 1. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности учителя истории в 2020/21 учебном году (по состоянию на 20 августа 2020 г.)
Приложение 2. Об изменениях в преподавании курса отечественной истории с
учетом требований историко-культурного стандарта
Приложение 3. Новые подходы в преподавании региональной истории
|
|
(в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта)
Приложение 4. Об общих подходах к выбору учебно – методического комплекса (далее - УМК) по истории из действующего Федерального перечня учебников (далее ФПУ)
В тексте рекомендаций учтена актуальная информация по итогам онлайн-конференции «Современное историческое и обществоведческое образование» издательства «Просвещение» (28 августа 2020 г.) – ссылка на видеозапись конференции
https://events.webinar.ru/9331/5685413/record-new/5803121
Онлайн-конференция: современное историческое и обществоведческое образование
Какие документы нормативного и рекомендательного характера регулируют в настоящий момент времени профессиональную деятельность учителя истории?
Перечень документов нормативного и рекомендательного характера, регулирующих профессиональную деятельность учителя истории находится в Приложении 1. Среди перечисленных документов – Федеральный закон «Об образовании в РФ», действующие федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования, Примерные образовательные программы основной и средней ступени образования, Федеральный перечень учебников и др.
Для удобства использования Перечень разделён нами на три группы:
· нормативные документы общего характера;
· нормативные документы и материалы рекомендательного характера, обеспечивающие реализацию ФГОС ООО (2010 г.) и ФГОС СОО (2012 г.)
· нормативные документы, обеспечивающие реализацию ФК ГОС (2004 г.)
Каждый документ указан вместе с электронной ссылкой.
|
|
Каковы особенности 2020/21 учебного года с точки зрения школьного исторического образования?
Особенности преподавания предмета определяются, в первую очередь, регламентирующими нормативными документами, сформулированными в них требованиями и поставленными задачами.
В связи с этим, обращаем внимание на следующее:
2.1. На основной ступени образования в 2020/21 уч.г. реализуются в полном объёме Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) и Историко-культурный стандарт.
На изучение истории в 5-9-х классахпредусмотрено по 2 часа в неделю. Решение об увеличении часов в 9-х классах принимается общеобразовательной организацией самостоятельно.
С 5 по 9 классы курсы истории России и всеобщей истории изучаются последовательно друг за другом, в хронологических рамках, которые определены Историко-культурным стандартом. При этом следует учитывать, что по сложившейся традиции время на изучение истории России и всеобщей истории находится в отношении как 2/3 и 1/3.
Непременным требованием стандарта является обязательная синхронизация периодов российской и всеобщей истории (см. Приложение 2, табл.2.), что к настоящему времени уже учтено в переизданной учебной литературе.
По сложившейся традиции учебный год в каждой параллели (с 6 по 9 кл.) начинается с изучения всеобщей истории, затем изучается история России. Однако, в силу частных причин учитель может изменить указанную последовательность изучения, обосновав своё решение в Пояснительной записке к рабочей программе.
Напоминаем, что в рамках обновленной линейной модели изучение всеобщей истории и истории России заканчивается в 9 классе событиями начала ХХ века (до первой мировой войны 1914 г.).
2.2. В старшей школе, на параллели 11-х классов, в 2020/21 уч.г. завершается изучение истории в рамках концентрической модели в соответствии с нормативными документами 2004 г. Количество часов учебной нагрузки зависит от уровня преподавания предмета: на базовом уровне 2 часа, на профильном уровне 4 часа в неделю.
На параллели 10-х классов с началом 2020/21 уч.г. одновременно стартуют два параллельных процесса: переход на ФГОС среднего общего образования и на Историко-культурный стандарт. Реализация последнего завершает, таким образом, в образовательных организациях Пермского края общий переход в школьном историческом образовании с 5-го по 10 классы от концентрической к линейной модели.
Для справки: после утверждения в 2014 году Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, в т.ч., Историко-культурного стандарта, Министерство образования и науки РФ не регламентировало жестко сроки перехода к линейной модели, каждый субъект РФ совершал этот переход самостоятельно, по мере готовности. В Пермском крае по решению МОиН ПК переход на линейную модель начался в 2016/2017 уч. г. (нынешние 10-классники учились тогда в 6 классе).
Необходимо отметить, что завершающий этап перехода в 2020/21 уч.г. 10-х классов на линейную модель изучения истории обозначил перед профессиональным сообществом серьёзную проблему - несовершенство предложенной в Концепции нового УМК по отечественной истории другой модели, отдельной от линейной – модели преподавания истории в старшей школе, которая, к сожалению, по ряду позиций не согласуется с требованиями ФГОС СОО.
Проиллюстрируем наше утверждение на конкретных примерах.
Пример 1. В Концепции нового УМК по отечественной истории, заявлено о дифференцированном характере исторического образования (на базовом и/или углублённом уровнях) в выпускном классе средней школы (ж. «Вестник образования», №13, 2014 г.), тогда, когда ФГОС СОО предусматривает данные уровни преподавания предметов уже с 10 класса. Это касается и истории: базовый уровень преподавания (2 часа в неделю) и углублённый (4 часа в неделю).
|
|
Пример 2. В соответствии с Концепцией УМК по отечественной истории в 10 классе школьники завершают изучение истории ХХ века (до н. ХХI в.), а в 11 классе (на базовом уровне) им может быть предложен системный курс истории, сравнительно-исторический по своему характеру. Однако, в соответствии с требованиями ФГОС СОО учебный план образовательной организации формируется не по параллелям отдельно на 10 и 11 классы, а на два года обучения (10-11 кл.) поэтому, например, учитель истории не может в 11 классе вести курс «Россия в мире», если он не изучался в 10 классе.
Как в условиях рассогласования между основными нормативными документами (ФГОС СОО и Концепцией нового УМК по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт) планировать преподавание в 10 классе в 2020/21 уч.г. и в перспективе, в 2021/22 учебном году, в 11 классе?
Предлагаем учителю на выбор два варианта тематического планирования предмета «История», включающего в себя курсы «История России» и «Всеобщая история».
Вариант 1.
Базовый уровень | |
10 класс (2020/21 уч.г.) | 11 класс (2021/22 уч.г.) |
История России и всеобщая история с 1914 г. по 1945 год | История России и всеобщая история с 1945 г. по н. ХХI в. |
Углублённый уровень
| |
История России и всеобщая история с 1914 г. по 1945 год | История России и всеобщая история с 1945 г. по н. ХХI в. Учитывая, что углублённый уровень изучения обучающиеся выбирают с ориентацией на сдачу ЕГЭ, учителю рекомендуется выделить в тематическом планировании уроки повторительного обобщения, охватывающие содержание курса истории России с древности до 1914 г. с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.). Количество часов для повторительного обобщения учитель определяет самостоятельно. |
Вариант 2.
|
|
Базовый уровень | |
10 класс (2020/21 уч.г.) | 11 класс (2021/22 уч.г.) |
История России и всеобщая история с 1914 г. по 1945 год | История России и всеобщая история с 1945 г. по н. ХХI в. |
Углублённый уровень | |
История России и всеобщая история с 1914 г. по н. ХХI в. | Повторительно-обобщающий курс, охватывающий содержание курса истории России с древности до 1914 г. с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.) |
Мы видим, что в предложенном первом варианте тематического планирования изучение истории продолжает в 10 классе линейную модель, начатую в основной школе и завершает её в 11 классе событиями российской и всеобщей истории начала ХХI века, а наполнение курса предметным содержанием (в одних и тех же хронологических рамках) регламентируется целями и задачами обозначенными в историко-культурном стандарте, количеством часов в соответствии с уровнем преподавания предмета и запросами обучающихся, ориентированных на итоговую аттестацию в формате ЕГЭ.
Второй вариант тематического планирования дублирует рекомендации, касающиеся деления ХХ века на два года изучения (10 и 11 классы) на базовом уровне. Углублённый уровень соответствует модели, обозначенной в историко-культурном стандарте: изучение истории ХХ века завершается в 10 классе, а на 11 класс выносится полностью повторительно-обобщающий курс с древности до Первой мировой войны в 1914 г.
Напомним, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» (ст.12 п. 5) – «…образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное».
Ст.28 п. 2 - «Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам».
Обращаем внимание, что в документах ФГОС СОО зафиксирована возможность включить в учебный план школы вместо предмета «История» (на базовом уровне) курс «Россия в мире».
В связи с этим, уточним следующее: курс «Россия в мире» является самостоятельным предметом, поэтому однозначно исключена возможность использования его как части или как продолжение курса «История России» (или «Всеобщая история»). К примеру, будет ошибочным, как отмечалось выше, решение педагога в 10 классе изучать историю России, а в 11 классе перейти к изучению предмета «Россия в мире».
Предмет «Россия в мире» изучается только на базовом уровне, рекомендуемое количество учебного времени в неделю - 2 часа.
Продублируем сказанную информацию о месте предметов «История» и «Россия в мире» в учебном плане старшей школы в краткой записи:
10 класс | 11 класс | ||
Базовый уровень 2 часа | Углублённый уровень 4 часа | Базовый уровень 2 часа | Углублённый уровень 4 часа |
предмет История (из двух модульных курсов - «История России» «Всеобщая история») | предмет История: (из двух модульных курсов - «История России» «Всеобщая история») | предмет История: (из двух модульных курсов - «История России» «Всеобщая история») | предмет История: (из двух модульных курсов - «История России» «Всеобщая история») |
ИЛИ «Россия в мире» | - | ИЛИ «Россия в мире» | - |
Завершая разговор о предмете «Россия в мире», отметим, что несмотря на указанную в документах ФГОС СОО возможность выбора его вместо курса «История» на базовом уровне, по факту, на данный момент времени (в 2020/21 уч.г.) он не может быть выбран, т.к. в Федеральном перечне учебников (ФПУ, приказ МП РФ от 18 мая 2020 г. № 249) отсутствует учебник, необходимый для его изучения в 10 классе. Включенный в Перечень учебник «Россия в мире. С древнейших времен до начала XX века (базовый уровень)», авторы Волобуев О.В., Абрамов А.В., Карпачев С.В. и др. Издательство ООО «Дрофа» (корпорация «Российский учебник») – только для 11 класса.
2.3. Напоминаем, что в соответствии с требованиями ФГОС, в 2020/21 учебном году учитель истории продолжает решать ряд актуальных задач, среди которых:
- организация образовательного процесса с учетом принципов системно-деятельностного подхода, ориентированного на развитие личности обучающегося,
- на овладение школьниками в процессе интенсивной учебной деятельности системой предметных знаний, умений и навыков,
- на освоение универсальных способов деятельности.
Реализация историко-культурного стандарта, в свою очередь, предполагает
- не только изменения в структуре школьного исторического образования (подробнее - см. Приложение 2),
- но и конкретизацию (в отдельных случаях обновления) предметного содержания с учетом перечня понятий, терминов, событий, персоналий, принципиальных оценок ключевых событий прошлого, а также перечня «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе.
3. Школьный курс истории в учебном плане основной ступени образования: каковы особенности оформления его в учетно-нормативной документации образовательной организации?
В соответствии с ФГОС ООО школьный курс истории входит в обязательную часть учебного плана в предметную область «Общественно-научные предметы» и представлен двумя самостоятельными предметами – «История России» и «Всеобщая история».
Однако, в Примерном учебном плане (см. Организационный раздел ПООП) оба курса записаны в одной строке, как один предмет «История России. Всеобщая история».
В методическом письме МОиН Пермского края СЭД-26-01-36-1156 от 17.09.2019 «О выставлении оценок в аттестат» мы указывали на это противоречие в названии предмета, обращали внимание педагогов на приоритет текста ФГОС, как нормативного документа (приказ МОиН РФ №1897 от 17.12.2010 г.), а не Примерной ООП ООО. И во избежание замечаний со стороны проверяющих органов рекомендовали при формировании учебного плана школы, оформлении страниц классных журналов, разработке рабочих программ, выставлении текущих и итоговых отметок, заполнения аттестата ориентироваться на два отдельных учебных предмета - «История Росси» и «Всеобщая история».
Исключением является 5 класс, т.к. в соответствии с Примерной программой основного общего образования в 5 классе изучается только всеобщая история (в хронологических рамках истории Древнего мира).
Учитывая, что указанное выше противоречие в федеральных документах сохранятся до настоящего времени, поэтому и на 2020/21 уч.г. мы рекомендуем при оформлении учетно-нормативной документации школы ориентироваться на два отдельных учебных предмета - «История Росси» и «Всеобщая история».