Практического занятия по № 1
для студента
Дисциплина: Математика
Специальность: Юрист
Год обучения: 2 курс, 1 семестр
Тема: Теория пределов
Разработчик: преподаватель дисциплины «Математика» Л.В. Журавлёва
Асино, 2020
Тема: Теория пределов
Уважаемые студенты!
Теория пределов играет основополагающую роль в математическом анализе, позволяет определить характер поведения функции при заданном изменении аргумента. С помощью предела можно выяснить, имеет ли функция в заданной точке разрыв. Через пределы определяются такие понятия математики как производная, неопределенный и определенный интегралы, составляющие основу дифференциальных уравнений, которые, в свою очередь получили непосредственное применение в медицинской практике. Пределы являются основным средством в построении теории рядов.
Цели занятия
Студент должен уметь:
− вычислять пределы функций в точке и на бесконечности;
− раскрывать неопределенности.
Студент должен знать:
− место понятия предела в математическом анализе;
− понятие предела функции в точке и на бесконечности;
− теоремы о пределах;
− понятие бесконечно малой, бесконечно большой функции;
− виды неопределенностей, способы их раскрытия;
− замечательные пределы.
Материал для повторения: лекция 1,2
Оснащение занятия: дидактический материал
Практическое занятие №1
Тема: Теория пределов.
Раздел 1. Основное задание.
Пределы и их свойства
Предел функции в точке.
ИНФОРМАЦИЯ:
è Число А является пределом функции
в точке x0, если для любого
, найдется такое
, что при
, выполняется неравенство
и записывают
|
è
|
непрерывна в точке x0, если предел функции в этой точке равен значению функции в этой точке.
è Свойства пределов:
1) 
2) 
3) 
4) 
5) 
6) 
! Все правила имеют смысл, если пределы функций
и
существуют.
Внимание: Задания, помеченные звездочкой (*), обязательны для выполнения!
ð Выполнить задания:
1. Найти пределы функций в точке.
Цель: В процессе выполнения задания закрепить основные навыки в отыскании пределов функции в точке.
1)
.
Решение: В этом пределе в функцию
, стоящую под знаком предела подставляем
(т.к.
) и получаем:

2) *
;
3) *
;
4)
;
5) 
6) 
Решение: В этом пределе подставим в функцию
, получим:
- получили неопределенность
.
Чтобы найти предел этой функции нужно ее преобразовать, обратив внимание, что в числителе данной функции стоит выражение, содержащее корень
. Домножим числитель и знаменатель дроби на выражение противоположное (или сопряженное) данному. Это будет выражение
. Получим

Выражение, стоящее в числителе свернем по формуле разности квадратов
, получим

Сократим
в числителе и знаменателе, и подставим
в функцию, получим

Примечание: Образец оформления в тетради:

7) *
;
8) *
;
9) *
;
10)
;
11) 
12) 
Решение: Подставив
в функцию
получим неопределенность
, значит функцию
нужно преобразовать, разложив числитель на множители по формуле разности квадратов
. Имеем:

13) * 
14) 
15) 
16)
.
Решение: Подставив
в функцию
получим неопределенность
, значит функцию
нужно преобразовать, разложив числитель и знаменатель на множители.
Для этого решим два квадратных уравнения (общий вид
):


Т.к.
, то по теореме Виета найдем корни квадратного уравнения:

И числитель, и знаменатель представляют собой квадратный трехчлен
. По формуле разложения квадратного трехчлена на множители
получим:

Подставив полученные разложения в функцию, имеем:

17) *
;
18) *
;
19) 
20) 






