По завершению выполнения студентами выпускной квалификационной работы руководитель ВКР составляет письменный отзыв о работе.
Главной целью написания отзыва является:
1) краткое изложение сути проделанной работы,
2) характеристика целостности и комплексности проведенного исследования,
3) оценка работы студента в целом.
Отзыв пишется в большинстве случаев по стандартной схеме, на специальном бланке, где вначале отражаются исходные данные о студенте (ФИО, специальность), и о работе (название темы).
Затем основная часть отзыва, в которой непременно освещаются следующие вопросы: в первую очередь преподаватель оценивает правильность и точность сформулированной темы, а также соответствие содержания работы данной проблематике и логика изложения материала. Важный акцент в начале отзыва делается на актуальности выбранной темы. Необходимо кратко изложить, почему тема важна для изучения, перечислить основные причины, обозначить сложившуюся ситуацию в научном мире по поводу исследуемой проблемы.
|
|
Далее, преподаватель останавливается на научном аппарате исследования, им анализируется четкость формулировки целей, задач, их соответствие теме дипломной работы и актуальности исследования. Преподавателю необходимо отразить уровень теоретической базы исследования, отметить, насколько полно и широко студентом изучался данный вопрос, основательно ли проводился анализ источников (учебники, монографии, статьи), грамотно и правильно сделаны выводы на основе данного анализа.
Немаловажным в отзыве является самостоятельность мышления студента, как он описывает научный факт, его предложения, разработанные схемы по решению острых проблем, выявленных в ходе исследования. В отзыве также отмечается практическая значимость проделанной работы и сделанных выводов, возможность использования результатов исследования, а также овладение общими и профессиональными компетенциями. Также, оценивается грамотность дипломной работы, соответствие научному стилю, выдержанность и точность изложения.
Если у преподавателя есть рекомендации, замечания, он обосновывает свою точку зрения. В заключении на основе полноценного анализа проделанной работы, руководитель ВКР должен вынести вердикт: соответствует ли работа предъявляемым к выпускной квалификационной работе требованиям, может ли она быть рекомендована к защите, и какой оценки она заслуживает.
Внешнее рецензирование ВКР проводится с целью обеспечения объективности оценки труда выпускника. Выполненные квалификационные работы рецензируются специалистами по тематике ВКР из государственных органов власти, сферы труда и образования, научно-исследовательских институтов. Как правило, рецензию пишут руководители предприятий, учреждений (их помощники), у которых вы проходили преддипломную практику. В этом случае дипломная работа, как правило, написана на примере деятельности данной организации, либо в ней широко используются практические материалы деятельности этого предприятия.
|
|
Рецензия на выпускную квалификационную работу – это документ, в котором содержится общая характеристика и оценка вашей дипломной работы. Без рецензии студента не допустят к защите. В рецензии содержится краткий анализ дипломной работы, степень ее соответствия к существующим требованиям выпускных квалификационных работ, подробно описаны достоинства и недостатки и т. д. Разумеется, для успешной сдачи ВКР или дипломной работы вам необходимо, чтобы рецензия, была написана в положительном ключе и создала благоприятное впечатление у членов аттестационной комиссии.
Бывает и так, что в рецензии высказано негативное мнение о работе. В этом случае отчаиваться не стоит — рецензия носит лишь рекомендательный характер. Мнение, изложенное в ней, может не совпадать с мнением научного руководителя. В этом случае ВКР допускается к защите, а дипломанту даётся возможность отстоять свой проект.
Общая рекомендация при написании рецензии к ВКР – это уход от общих фраз, таких как: очень хорошая дипломная работа, студент проделал большую работу, решил сложную задачу, автор показал себя как настоящий специалист, сделал ряд предложений, имеющих практическое значение и т. п.
Однако, существуют общепринятые фразы-клише, которыми можно воспользоваться при составлении рецензии: благодаря им текст выглядит более профессионально.
Ниже приведены самые распространенные клише в сгруппированном виде:
тема диплома: дипломный проект посвящен решению вопроса, характеристике проблемы; анализу явления;
проблема исследования: в работе автором на первый план выдвигается проблема, в центре внимания находится, в своём проекте автор затрагивает, освещает проблему;
актуальность исследования: затронутая проблематика чрезвычайно актуальна в последние десятилетия, данная проблема привлекает внимание многих специалистов (учёных, критиков), в современной науке данная проблема приобрела особую остроту;
характеристика источников: основу проекта составили материалы, основанные на теории, дипломант провел анализ следующих теорий;
выражение согласия: нельзя не согласиться с мнением дипломанта, изложенным в работе, мы разделяем точку зрения автора;
выражение несогласия: дискуссионной представляется точка зрения дипломанта, нельзя безоговорочно принять утверждения дипломанта, следует отметить недостатки аргументации.