Метод проектов на уроках базового курса информатики

Этот курс, ориентирован на обеспечение обязательного общеобразовательного минимума подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Содержание базового курса сочетает в себе следующие аспекты общеобразовательной значимости:

· мировоззренческий аспект, связанный в основном с формированием представлений о роли информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы;

· алгоритмический (программистский) аспект, связанный с развитием мышления школьников;

· «пользовательский» аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.

Однако при обучении информатике возникает целый ряд проблем:

· недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;

· низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);

· динамичность развития содержания курса информатики.

Учителю необходимо выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь на помощь может прийти использование метода проектов.

Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.

Наиболее логичным является совмещение традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.

Откуда брать необходимые для этого часы? Источников два — это интенсификация учебного процесса и проведение в форме проектов повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.

У меня сложилась следующая система. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Актуализация. Одна из самых сложных проблем в обучении – это создание мотивации. Трудно объяснить ребенку, который мечтает стать летчиком, зачем решать задачи про бассейн и две трубы. В процессе взросления у подростка появляются любимые предметы и нужные (а это уже мотивация). Любимые, изучение которых происходит из-за существования устойчивого интереса к этой области знания, нужные – связанные с будущей профессией. В идеальном случае список этих предметов совпадает. Элективные курсы, которые выбирают подростки, как правило, напрямую или косвенно связаны с их будущей профессией, но и здесь им далеко не всегда интересно играть роль «копилки» знаний, ведь неизвестно, когда они пригодятся и пригодятся ли вообще. А вот проект увлекает и позволяет актуализировать полученные знания.

Навык создания группы и работы в ней. «Деловые» коллективы, в которых вращается подросток, формируются не им. Компания же друзей, как правило, решает только досуговые задачи. Поэтому формирование группы для совместной работы и деловые взаимоотношения в ней – еще один ценный навык, приобретаемый школьником в проектной деятельности. Очень часто подростки с низким социальным статусом, но обладающие навыками и знаниями, в процессе создания проекта становятся ситуативными лидерами.

Навык конкурентной борьбы. Большинство компьютерных проектов участвуют хотя бы в одном конкурсе. Ситуация конкурса болезненна для подростка, хотя в трудовой жизни современного человека встречается все чаще: конкурсный прием на работу, конкурсное замещение вакантной должности. Но чем раньше, человек получает такие навыки, тем быстрее учится ориентироваться в специфических условиях, тем более оказывается подготовленным ко взрослой жизни.

Создание готового продукта. У обучающегося должен быть опыт создания востребованной вещи, сделанной к определенному сроку. Хороший проект позволяет изменить самооценку, гордиться результатом своего труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: