В работе с этими детьми могут быть поставлены следующие задачи:
Первая группа задач: Ликвидировать речевой негативизм Стимулировать пользование речью. Приучать детей к пользованию речью в общении с окружающими. Развивать возможность повторения /отражательную речь/. Увеличивать словарный запас. Усваивать структурный облик слов. Вызывать словосочетания и первые фразы. | Вторая группа задач: Воспитывать навык самостоятельного конструирования основных грамматических форм и употребление их в самостоятельной развернутой речи. Овладение закономерностями грамматическогообьединения слов в пределах игровой и бытовой речи. Добиваться элементарного разграничения падежей. Вырабатывать правильную родовую принадлежность существительных, прилагательных, глаголов. Развивать числовые формы основных грамматических категорий. Развивать правильное понимание и употребление наиболее распространенных предлогов, суффиксально-префиксальных образований и союзов.
Воспитывать контроль за своей речью. Добиваться на простом материале безошибочности отраженной и заученной речи. | ||||
Третья группа задач: Автоматизировать навык употребления основных частей речи.-Обеспечить усвоение наиболее трудных разделов грамматического строя.-Выявить слабые звенья более точно, чтобы сделать компенсаторную работу более направленной и эффективной.-вооружить ребенка речью, как средством общения / в ряде случаев можно идти осознанно на упрощение речи –звукопроизношения.Персп. план работы | |||||
Формирование психологической базы речи: Организация внимания и поведения детей. Развитие в процессе обучения оптико –пространственных и временных представлений. Развитие памяти зрительной,слуховой,вербальной/,внимания,мышления/ наглядно-действенного,абстрактного/ | Развитие речи: Накопление словаря, усвоение слоговой структуры слова, звукопроизношения.Развитие фразовой речи и устранение аграмматизмов.Развитие связной речи.Развитие общей и артикуляционной моторики. Подготовка к обучению грамоте.На каждом занятии необходимо работать над всеми пунктами плана. | ||||
Поэтапный ход логопедической работы: Условно выделяем три этапа. 1 этап – речь детей соответствует 1 уровню / по Р.Е.Левиной/Задачи: Уточнение пассивного словаря и накопление активного словаря без учета четкости произношения слов. Развитие фразовой речи. 2 этап–речь детей соответствует 2 уровню Задачи:Накопление словаря. слоговой структуры слов. Формирование звукопроизношения. Развитие фразовой речи. Работа по устранению аграмматизмов. 3 этап- речь детей соответствует 3 уровню. Задачи: Работа по накоплению словаря. Формировать слоговую структуру слов, звукопроизношение. Развивать фразовую речь. Формировать связную речь. | Работа над словарем. Словарь формируется двумя путями:Накопление словаря по тематико-логическим группам.Подбор слов по структурно-звуковому подобию /из тех звуков,которые произносит ребенок делаем слова: «ва»-Валя,вата и т.д.Используем прием наращивания слогов.Первые слова с одинаковыми открытыми слогами /мама,папа,ляля/,односложные простые слова /на,дай…./.Слова-звукоподражания специально вводить не надо, но если ребенок их говорит – не возражаем /на первом этапе/.Двухсложные слова с разными открытыми слогами/ иди,сиди, пить/Двухсложные слова со стечением согласных / в начале в середине слова /-утка,тыква,….Трехсложные слова с открытыми слогами /палата,молоко,машина/. | ||||
Накоплению словаря способствуют следующие моменты: Развитие внимания к речи окружающих: одноступенчатая инструкция, затем усложнять до двух-трех-ступенчатой. Развитие зрительной и слуховой памяти /Поставь игрушку так, как я сказала./-Учить слушать более сложные задания и выполнять их.-Развивать фонематический слух и восприятие.-Прием неоднократного повторения слов в разных ситуациях.-Развитие запаса знаний об окружающем.-Создание обстановки интересной для ребенка.-Отраженное повторение слогов/Сначала простых, одинаковых, затем более сложных и разных, затем из этих слогов делаем слова -это способствует усвоению слоговой структуры слова /.-Моделирование слова / «лапа»-Хлопни два раза, положи две фишки, полоски./.-Обязателен принцип опоры на сохранные анализаторы.-При накоплении словаря начинаем с существительных, затем вводим глаголы и другие части речи. | Перечень рекомендуемых пособий: Картинки по тематическим группам. Картинки по глагольному словарю.игра» Кому что нужно?»…….»Чего не хватает?»Лото…..»Чудесный мешочек» Работа над фразовой речью. Начинаем работу с усвоения линейной структуры фразы. Фразы простые:»На. Дай мяч. Дай.»Затем фразы распространяются:»Оля, дай синий мяч».Сначала формируем безпредложные предложения, а затем с предлогами. Для начала подбираются фразы бытового характера. Предлоги вводим в следующем порядке: у. на. в. с. под. за…Обязательно проводим дифференциацию предложных конструкций: в- из….Конструкции закрепляются сначала в активе,а затем в пассиве. Далее работаем по дифференциации единственного и множественного числа, женского и мужского рода. | ||||
Работа над связной речью. Необходимо создавать побуждения к высказыванию/картинки, игрушки/.Работа над программированием высказывания. На начальных этапах логопед задает вопросы к сюжетным картинкам, а затем без картинок.Пособия: сюжетные картинки, серии картинок, кукольный театр, маски, инсценировки.
Работа над грамматически.строем. Начинать работу надо с существительных и глаголов /прилагательные –это абстрактная категория/.Падежи и предлоги вводятся после отработки безпредложных конструкций. Грамматические конструкции отрабатываем по следующему плану: Нужную грамматическую форму ребенок должен научиться понимать/ отработка в импрессивном плане/.Если у ребенка отмечается импрессивныйаграмматизм,то речью он не овладевает.»Покажи, где сидит …,а где сидят…»,»Чем можно запирать дверь, покажи «.
Теперь ты скажи:вилкУ,ложкУ,банкУ,чашкУ………….. Сейчас будем вытирать посуду.Вытирая посуду ты должен сказать,что ты вытираешь: чашкУ,ложкУ…….. Следующие ситуации: Вытираем пыль / вытерли что?...../Стираем белье /выстирали что?..../ Можно взять тему «Дифференциация слов женского рода им.падежа и вин. падежа.-Эточто?-ложкА. Вижу что? –ложкУ.Мою что?-ложкУ. Далее работаем над вин.падежом слов мужского рода без окончания./Мою что?-чайник,графин,стакан…./Если ребенок пытается сказать «стакану»,то просто нужно подчеркнуть,что губки вперед тянуть не надо. Предлоги. «В» - где?- в сумке, куда? -в сумку.«НА»- где? –на столе, куда?- на стол. |