Методика логопедической работы при моторной алалии

В работе с этими детьми могут быть поставлены следующие задачи:

Первая группа задач: Ликвидировать речевой негативизм Стимулировать пользование речью. Приучать детей к пользованию речью в общении с окружающими. Развивать возможность повторения /отражательную речь/. Увеличивать словарный запас. Усваивать структурный облик слов. Вызывать словосочетания и первые фразы.

Вторая группа задач:

Воспитывать навык самостоятельного конструирования основных грамматических форм и употребление их в самостоятельной развернутой речи.

Овладение закономерностями грамматическогообьединения слов в пределах игровой и бытовой речи.

Добиваться элементарного разграничения падежей.

Вырабатывать правильную родовую принадлежность существительных, прилагательных, глаголов.

Развивать числовые формы основных грамматических категорий.

Развивать правильное понимание и употребление наиболее распространенных предлогов, суффиксально-префиксальных образований и союзов.

Воспитывать контроль за своей речью.

Добиваться на простом материале безошибочности отраженной и заученной речи.

Третья группа задач: Автоматизировать навык употребления основных частей речи.-Обеспечить усвоение наиболее трудных разделов грамматического строя.-Выявить слабые звенья более точно, чтобы сделать компенсаторную работу более направленной и эффективной.-вооружить ребенка речью, как средством общения / в ряде случаев можно идти осознанно на упрощение речи –звукопроизношения.Персп. план работы
Формирование психологической базы речи: Организация внимания и поведения детей. Развитие в процессе обучения оптико –пространственных и временных представлений. Развитие памяти зрительной,слуховой,вербальной/,внимания,мышления/ наглядно-действенного,абстрактного/ Развитие речи: Накопление словаря, усвоение слоговой структуры слова, звукопроизношения.Развитие фразовой речи и устранение аграмматизмов.Развитие связной речи.Развитие общей и артикуляционной моторики. Подготовка к обучению грамоте.На каждом занятии необходимо работать над всеми пунктами плана.
Поэтапный ход логопедической работы: Условно выделяем три этапа. 1 этап – речь детей соответствует 1 уровню / по Р.Е.Левиной/Задачи: Уточнение пассивного словаря и накопление активного словаря без учета четкости произношения слов. Развитие фразовой речи. 2 этап–речь детей соответствует 2 уровню Задачи:Накопление словаря. слоговой структуры слов. Формирование звукопроизношения. Развитие фразовой речи. Работа по устранению аграмматизмов. 3 этап- речь детей соответствует 3 уровню. Задачи: Работа по накоплению словаря. Формировать слоговую структуру слов, звукопроизношение. Развивать фразовую речь. Формировать связную речь. Работа над словарем. Словарь формируется двумя путями:Накопление словаря по тематико-логическим группам.Подбор слов по структурно-звуковому подобию /из тех звуков,которые произносит ребенок делаем слова: «ва»-Валя,вата и т.д.Используем прием наращивания слогов.Первые слова с одинаковыми открытыми слогами /мама,папа,ляля/,односложные простые слова /на,дай…./.Слова-звукоподражания специально вводить не надо, но если ребенок их говорит – не возражаем /на первом этапе/.Двухсложные слова с разными открытыми слогами/ иди,сиди, пить/Двухсложные слова со стечением согласных / в начале в середине слова /-утка,тыква,….Трехсложные слова с открытыми слогами /палата,молоко,машина/.
Накоплению словаря способствуют следующие моменты: Развитие внимания к речи окружающих: одноступенчатая инструкция, затем усложнять до двух-трех-ступенчатой. Развитие зрительной и слуховой памяти /Поставь игрушку так, как я сказала./-Учить слушать более сложные задания и выполнять их.-Развивать фонематический слух и восприятие.-Прием неоднократного повторения слов в разных ситуациях.-Развитие запаса знаний об окружающем.-Создание обстановки интересной для ребенка.-Отраженное повторение слогов/Сначала простых, одинаковых, затем более сложных и разных, затем из этих слогов делаем слова -это способствует усвоению слоговой структуры слова /.-Моделирование слова / «лапа»-Хлопни два раза, положи две фишки, полоски./.-Обязателен принцип опоры на сохранные анализаторы.-При накоплении словаря начинаем с существительных, затем вводим глаголы и другие части речи. Перечень рекомендуемых пособий: Картинки по тематическим группам. Картинки по глагольному словарю.игра» Кому что нужно?»…….»Чего не хватает?»Лото…..»Чудесный мешочек» Работа над фразовой речью. Начинаем работу с усвоения линейной структуры фразы. Фразы простые:»На. Дай мяч. Дай.»Затем фразы распространяются:»Оля, дай синий мяч».Сначала формируем безпредложные предложения, а затем с предлогами. Для начала подбираются фразы бытового характера. Предлоги вводим в следующем порядке: у. на. в. с. под. за…Обязательно проводим дифференциацию предложных конструкций: в- из….Конструкции закрепляются сначала в активе,а затем в пассиве. Далее работаем по дифференциации единственного и множественного числа, женского и мужского рода.

Работа над связной речью. Необходимо создавать побуждения к высказыванию/картинки, игрушки/.Работа над программированием высказывания. На начальных этапах логопед задает вопросы к сюжетным картинкам, а затем без картинок.Пособия: сюжетные картинки, серии картинок, кукольный театр, маски, инсценировки.

 

Работа над грамматически.строем.

Начинать работу надо с существительных и глаголов /прилагательные –это абстрактная категория/.Падежи и предлоги вводятся после отработки безпредложных конструкций. Грамматические конструкции отрабатываем по следующему плану:

Нужную грамматическую форму ребенок должен научиться понимать/ отработка в импрессивном плане/.Если у ребенка отмечается импрессивныйаграмматизм,то речью он не овладевает.»Покажи, где сидит …,а где сидят…»,»Чем можно запирать дверь, покажи «.
У ребенка должен быть накоплен опыт наблюдений,как эта форма создается.Ребенок постепенно вовлекается в подражательную деятельность по аналогии. Он употребляет сначала изолированную грамматическую форму, а затем в развернутой речи. На каждом занятии следует ставить четкую грамматическую задачу.Например:вырабатывать у ребенка навык самостоятельного употребления в винительном падеже слов женского рода и тип склонения. Следует обратить внимание на то, чтобы у ребенка вырабатывались соответствующие морфологические грамматические обобщения,практические навыки. Например: создается ситуация «Будем мыть посуду»чтобы. Вымыли -------чашку ложку Формообразующий элемент тарелку окончание «У» произноситсябанку утрированно.

Теперь ты скажи:вилкУ,ложкУ,банкУ,чашкУ…………..

Сейчас будем вытирать посуду.Вытирая посуду ты должен сказать,что ты вытираешь: чашкУ,ложкУ……..
Теперь будем ставить в шкаф,на полку: чашкУ,мискУ……

Следующие ситуации: Вытираем пыль / вытерли что?...../Стираем белье /выстирали что?..../

Можно взять тему «Дифференциация слов женского рода им.падежа и вин. падежа.-Эточто?-ложкА. Вижу что? –ложкУ.Мою что?-ложкУ.

Далее работаем над вин.падежом слов мужского рода без окончания./Мою что?-чайник,графин,стакан…./Если ребенок пытается сказать «стакану»,то просто нужно подчеркнуть,что губки вперед тянуть не надо.

Предлоги. «В» - где?- в сумке, куда? -в сумку.«НА»- где? –на столе, куда?- на стол.
Дифференциация предлогов: положили в сумку- в стол, лежит – в сумке,на столе.
Прилагательные.Выкладываются предметы красного цвета.Вопросы: Где здесь красные…..?Где здесь красный ….?Где здесь красное……?Где здесь красная….?Числительные.
Вопросы: Где здесь сидит три бабочки?Где здесь сидят….?
Двусложная фраза.Мальчик читает.Мама читает. /Лексически разнообразные компоненты фразы/
Фразы с прямым дополнением.«Мальчик читает…книгу, рассказ, журнал, сказку.»
Фраза распространяется определением:«Умный, хороший…..мальчик читает
Параллельно закрепляется слоговая структура слова.МА -----ЛИ-----НА++ ++ ++ /фишки











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: