Логопедическая работа с сенсорными алаликами

1 этап. Работа начинается не с восприятия,а с выработки внимания. Ребенка учат неречевым мимическим заданиям:доска Сегена, обводки, раскраски, мозаика, рисование, штриховка, составление картинок из кубиков, нанизывание бус. Параллельно работаем над развитием работоспособности, наблюдательности. На данном этапе деятельность ребенка должна быть неречевой.

2 этап. Учат различать и дифференцировать близкие по звучанию звуки, звуковой шумовой ряд более далеких звуков к более близким звукам неречевого характера /колокольчик, барабан, погремушки, бубен, удар ложкой по стакану, по столу/.Постепенно звуко-шумовой ряд увеличивается, усложняется. Например, различение шума сжимаемой бумаги полиэтиленовой пленки

3 этап. Включение сильного, однообразного речевого звука в звуко-шумовой ряд: р-р-р-р. Как только ребенок начинает выделять речевой звук из шумового ряда,этот звук материализуется через одну из игрушек /собака, пылесос, самолет и т.д./.Причем материализуется только через одну конкретную игрушку. Затем берется следующий звук:а-а-а, так же определяется и материализуется через конкретную картинку. Все звуки повторяются, особенно выделяются речевые звуки и одновременно вводим букву. Ребенок в итоге должен через конкретную картинку при звуке «Р» /самолет/ показать букву «Р».При звуке «А» показать куклу и букву «А».На данном этапе постоянно устанавливаем связь звукового изображения с буквой.
4 этап. Включаем в работу слоги.Дети учат слоги, которыми можно обозначить предметы: мяч- па-па-па, корова -му- му- му,собака –ав –ав -ав. Изображения предметов должны быть конкретными и красочными, соответствующего цвета. Обучение на этом этапе глобальное и целостное. От слогов переходим к словам. МАК, СОК, -картинки -буквы. Ребенок учится различать далекие по смыслу слова / транспорт-мак/Параллельно с этой работой составляется список стандартных инструкций обиходно-бытового характера.»Достань платок. Вытри нос.»-проговаривается с одной интонацией,многократно на фоне звукошумовых рядов. Обязательно помогаем ребенку жестом –«открой дверь»,выделяем интонацией, показываем табличку. Обучение проводится по условно-рефлекторной методике, через закрепление звучания и действия, через демонстрацию инструкций и показ инструкций на табличках. Проводится разучивание комплекса физических упражнений с речевым сопровождением»руки вверх, руки в стороны…..».
5 этап. вводится работа по логическим, тематическим цепочкам. Все упражнения проводятся микродозами. В более легких случаях ведется работа по развитию фонематического слуха. Выделение определенного звука из ряда звуков: а- у- О- т-п.,выделение слога: СА-ра- ША -да. Далее выделяем слово из ряда слов: сад-дом- КОМ- рак. Раскладываем картинки с заданным звуком в начале слова, в середине, в конце. Выбираем из словаря картинки на определенный звук.

Игра»Цепочка слов» МА------лина ------рина------шина.

Определяем линейную последовательность звуков.

Выделять и различать звук легче в чужой речи, чем в своей. Звуки следует произносить отставлено, через интервал. Затем ребенок должен назвать слово целиком: Р_У_Ч_К_А. Ребенок должен учиться сливать звуки в слово, сохранять звуки в памяти.
Цели логопедической работы с сенсорным алаликом.

Выделение звука из ряда звуков.

Формирование речеслухового восприятия на уровне слова.
Формирование речеслухового восприятия на уровне фразы/аналитико-синтетическая работа/
Развивать умение различать звуки из окружающей среды
Развивать умение определять источник направления и акустический характер звука /на дудке, на барабане…/
Развивать умение различать звуки и их сочетания «АУ»,»УА».
Развивать умение воспринимать интонационное выражение: ай- боль, -удивление, ох- усталость.
Развивать умение соотносить звучание с предметом: му-корова, би-машина.
Развивать умение различать звуки в слове и определять их место.
Развивать умение воспринимать ритмический рисунок слова:роза- два хлопка, дом- один хлопок.
Формировать умение подбирать слова на заданный звук.
Учить анализировать звуковой ряд из гласных звуков.
Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из гласных и согласных звуков.


 


 

 

\

 

 




















double arrow
Сейчас читают про: