Методические рекомендации

ПО ПОДГОТОВКЕ ОБЗОРА ЛИТЕРАТУРЫ

 

Библиографический обзор (обзор литературы) – это связный, последовательный, рассказ о произведениях печати и электронных ресурсах определенной тематической направленности. Понятие, «тема» имеет в данном случае широкий смысл. Под ним может подразумеваться и отрасль знания, и раздел науки, и определенная проблема, и конкретный вопрос. Обзор литературы является неотъемлемой частью любой исследовательской работы студента (доклада, реферата, научной статьи и пр.). В то же время его составление может быть предложено студенту в качестве самостоятельной учебно-исследовательской работы.

Цель подготовки библиографического обзора состоит в освещении совокупности печатных и электронных изданий (книг, отдельные их частей, журналов в целом и конкретных статей, сайтов и др.), доступных исследователю определенной темы и представляющих научную и практическую ценность. Причем обзор должен дать четкую и достаточно развернутую характеристику тематической литературы. Исторический обзор литературы по теме должен содержать 20 – 25 изданий (7 – 8 страниц).

 

Этапы подготовки литературного обзора:

- определить тематику обзора;

- сформировать общее представление о рассматриваемой теме;

- осуществить поиск по доступным хранилищам литературных источников (библиотеки, электронные библиотеки, тематические сайты и пр.);

- ознакомиться с литературой;

- разделить литературные источники на группы по видовому принципу (научные монографии, научные статьи, диссертации, авторефераты диссертаций, учебные издания и пр.) и дать характеристику наличия источников каждого вида по теме;

- разделить литературные источники на группы по тематическому принципу (освещение того или иного аспекта проблемы) и охарактеризовать группы, подробно останавливаясь на наиболее информативных (на ваш взгляд);

- сформулировать общие выводы;

- оформить обзор литературы.

 

Характеристика каждого произведения составляется по определенному плану. Она содержит сведения об авторе, выходных данных, о рассматриваемых вопросах. Главная трудность заключается в умении выбрать самые существенные сведения о каждом произведении, показать внутреннюю логику раскрытия темы, сопоставить книги разных авторов, подчеркнуть непосредственную практическую пользу каждого издания для исследователя.

Обычно произведения объединяются по принципу «от общего – к частному». Такое построение конкретизирует содержание, позволяет заострить внимание на каких-либо аспектах темы, являющихся, по мнению обозревателя, наиболее интересными. При этом текст библиографического обзора должен представлять собой целостное повествование, а не разрозненные характеристики отдельных работ.

Образец структуры обзора литературы:

Титульный лист

2. Вступление указывает на важность, актуальность темы, её специфику.

3. Содержание соответствует назначению, тематике, видам изданий, вошедших в обзор.

4. В основной части обзора дается характеристика самих произведений.

5. В заключении подводятся итоги, еще раз называются произведения, указывается дополнительная литература по данной теме (критические статьи и рецензии, посвященные представленным произведениям).

 

Обзор литературы обязательно сопровождается библиографическими ссылками и библиографией, оформленными согласно общим требованиям.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАБОТЕ С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ (ВЕБ-САЙТАМИ)

 

Интернет сегодня представляет собой огромное хранилище разноплановой информации, в том числе исторического характера. Работа студентов с интернет-ресурсами в основном подразумевает поиск тематической информации для выполнения различных учебно-исследовательских работ. Однако довольно часто имеют место ситуации, когда студент либо не может найти практически полезную информацию по заданной теме, останавливаясь на базах некачественных готовых рефератов и презентаций, либо находит достаточное количество необходимой информации, но не может осуществить выборку, определить степень релевантности массива данных и просит о помощи.

 

При работе в сети Интернет необходимо руководствоваться следующими правилами:

- максимально стараться использовать отраслевые исторические интернет-ресурсы. В последние годы количество тематических веб-сайтов выросло в разы.

- изучать информацию на сайтах исторических журналов, в которых можно найти научную периодику практически по любой теме: «Мир истории», «Международный исторический журнал», «Родина» и пр.

- знакомится с материалами электронных библиотек: Библиотека Гумер – гуманитарные науки, Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА», История нашей страны (раздел «Библиотека исторической литературы») и др. Для поиска по электронным библиотека существует специальная поисковая система: http://www.ebdb.ru

- работать с электронными архивами периодических изданий: «Газета Коммерсантъ», «Аргументы и факты» и др.

- обращаться к специализированным поисковикам, осуществляющим отбор контента научного содержания: https://scholar.google.ru

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: