Ознакомление с материалом. Работа над эскизами

Создание иллюстрации к любому литературному произведению, детскому или взрослому, начинается, естественно, с чтения произведения. У художника по мере чтения книги начинают складываться в голове образы и картины, вызванные впечатлениями от прочитанного. Иллюстрация к произведению – это некий симбиоз, плод совместного творчества писательского и художественного таланта. Это удивительный творческий продукт, если учитывать то, что автора, написавшего литературное произведение, и художника, представившего это произведение через призму собственных ощущений и переживаний, могут разделять десятки, и сотни лет.

Сказка «Алиса в Стране Чудес», написанная английским писателем Льюисом Кэрроллом, всегда казалась мне самым волшебным феноменом детской (и не только) литературы. Такое ощущение, что история эта не имеет привязки ни ко времени, эпохе, географии, языку и т.д. Сказка понятна и ребенку Викторианской эпохи, и советскому пионеру, и современному, технически избалованному ребенку.

К тому же, к 10-тилетнему возрасту, с этим произведением знаком практически каждый учащийся в той или иной степени, что очень удобно, так как не требует выделения большого количества времени на ознакомление с текстом сказки.

Поэтому знакомство можно свести к изучению интересных фактов вокруг создания истории, ее написания и выхода в свет, а также, познакомиться с интересными биографическими фактами из жизни автора произведения и его главной героини – Алисы Лидделл, совершенно реального прототипа сказочной героини.

История дружбы взрослого Чарльза Лютвиджа Доджсона,  который на тот момент учился в Christ Church, при Оксфорде, и маленькой Алисы начиналась в далеком 1856 году, когда в его колледже появился новый декан — Генри Лидделл (Henry Liddell), вместе с которым приехали его жена и пять детей, среди которых была и 4-летняя Алиса. Алиса Лидделл была четвёртым ребёнком Генри — филолога-классика и соавтора знаменитого греческого словаря «Лиддел-Скотт». У Алисы были два старших брата, которые погибли от скарлатины в 1853 году, старшая сестра Лорина и ещё шесть младших братьев и сестёр. Чарльз стал близким другом семьи в последующие годы. Алиса росла в обществе двух сестёр — Лорина была старше на три года, а Эдит была младше на два. По праздникам вместе со всей семьёй они отдыхали на западном побережье северного Уэльса в загородном доме Penmorfa, ныне отель Gogarth Abbey.

4 июля 1862 года на лодочной прогулке Алиса Лидделл попросила своего друга Чарльза Доджсона сочинить историю для нее и ее сестер Эдит и Лорины. Доджсон, которому и раньше приходилось рассказывать детям декана Лиддела сказки, придумывая события и персонажей на ходу, с готовностью согласился. На этот раз он поведал сестрам о приключениях маленькой девочки в Подземной Стране, куда она попала, провалившись в нору Белого Кролика. Главная героиня очень напоминала Алису (и не только именем), а некоторые второстепенные персонажи — ее сестер Лорину и Эдит. История так понравилась Алисе Лидделл, что она попросила рассказчика записать ее. Доджсон обещал, но все равно напоминать пришлось несколько раз. Наконец он выполнил просьбу Алисы и подарил ей манускрипт, который назывался «Приключения Алисы под землей». Позже автор решил переписать книгу. Для этого весной 1863 года он отправил её на рецензию своему другу Джоржу Макдональду. Также в книгу были добавлены новые детали и иллюстрации Джона Тениела (John Tenniel). Новую версию книги Доджсона преподнес своей любимице на Рождество 1863 года. В 1865 году Доджсон опубликовал книгу «Приключения Алисы в Стране Чудес» под псевдонимом Льюис Кэрролл. Вторая книга — «Алиса в Зазеркалье» — вышла шестью годами позже, в 1871 году. Обе сказки, которым уже значительно больше 100 лет, популярны и поныне, а рукописный экземпляр, который Доджсон подарил когда-то Алисе Лидделл, хранится в Британской Библиотеке.  В возрасте восьмидесяти лет Алисе Лидделл Харгривз присудили Почетную Грамоту Колумбийского университета за ту важную роль, которую она сыграла в создании знаменитой книги мистера Доджсона.

Художественные произведения Льюиса Кэрролла повести-сказки "Приключения Алисы в Стране Чудес" и "Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье", поэма "Охота на Снарка", двухтомный роман "Сильви и Бруно" и "Заключение "Сильви и Бруно" - книги, как известно, не только детские, хотя они публиковались при жизни писателя и публикуются сейчас в богато иллюстрированных детских изданиях и читаются детьми с удовольствием. Как остроумно заметила в своем эссе о Льюисе Кэрролле английская писательница Вирджиния Вулф (1882-1941), приключения Алисы нельзя отнести к детской литературе, но это книги, в которых мы становимся детьми. Впрочем, Гилберт Кит Честертон (1874-1936) утверждал в статье, написанной к столетию со дня рождения Льюиса Кэрролла в 1932 г., что интеллектуальные эскапады писателя предназначались для взрослых и что лучшее у Кэрролла написано вовсе не взрослым для детей, а ученым для ученых. Так называемые "бессмыслицы" Кэрролла, логические задачи, загадки и головоломки предвосхитили появление таких наук, как математическая логика, семиотика,  лингвистический анализ, наконец, теорию относительности. А влияние его творчества, как явное, так и скрытое, прослеживается в произведениях целого ряда классиков мировой литературы, творивших после него.

После знакомства с материалом произведения, имеет смысл подготовить иллюстративный материал, ведь «Алиса…» одно из самых распространенных произведений, за которое бралось огромное количество художников и профессиональных иллюстраторов. Существует большое количество иллюстраций «Алисы в Стране Чудес». Учащимся интересно будет, во-первых, узнать тот факт, что самые первые иллюстрации чернилами и пером набросал сам автор – Льюис Кэрролл, к самой первой своей рукописи, которая даже сначала и не предполагалась для печати большим тиражом. По мотивам этих авторских рисунков, затем работал уже профессиональный художник, друг Кэрролла, Джон Тенниел. Именно с этими рисунками книга известна и до сих пор большому количеству читателей, хотя вышла в таком виде первый раз в середине XIX века! Среди многочисленных поклонников произведения был и Сальвадор Дали, который в свое время сделал несколько прекрасных акварельных иллюстраций. Среди советских художников можно отметить известного книжного графика Геннадия Калиновского, сделавшего рисунки к обеим частям сказки Кэрролла, и, также, стоить отметить работы Мая Митурича, прекрасно проработавшего все образы в своей интереснейшей манере.

После знакомства с иллюстративным материалом, учащиеся приступают к работе над эскизами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: