История про Алису насыщенна разнообразными сказочными персонажами и их волшебными превращениями и загадочными приключениями.
В аннотации к книжке сказано, что это "история обычной девочки, которой посчастливилось стать сказочной героиней". Авторы аннотации зачем-то повторяют один из штампов, который по недоброй традиции принято произносить пишущими о Кэрролле (а другой штамп звучит так: "Как известно, Льюис Кэрролл очень любил детей". Помилуйте, а кто у нас - особенно из пишущих о детях - "детей не любил"?). Тут произносить надо бы другие слова.
Так же, как в книге об Алисе в Стране чудес, на страницах книги об Алисе в Оксфорде появляется множество ископаемых и мифических существ: дронт Додо, черепахи, улитки и устрицы, летучие мыши, горгульи, грифон, Единорог. И рассказано о них так, что не всегда понимаешь, где проходит грань между ископаемыми существами и мифическими.
Кэрролл как будто ощущал с ними какое-то внутреннее родство, может быть, более глубокое, чем с людьми. В "алисино" время в ящике его письменного стола жила Милли Летучая Мышь, а в детстве он дружил - как ни странно это звучит - с червяками и улитками (древнейшими существами на земле). Дружил так сильно, что даже назвал детский рукописный журнал, который сам издавал, именами двух улиток - "Мишмэш". С девочками Лидделл он особенно любил гулять по таким местам, где можно было рассказать про ископаемых существ. В Ботаническом саду он учил их не бояться улиток и показал дерево гинкго - единственное из лиственных, пережившее ледниковый период. В Университетском музее они долго разглядывали птицу додо - чучело последнего сохранившегося в мире нелетающего дронта с острова Маврикий, который жил на Земле тысячелетия, но не пережил вторжения человека. ("Теперь вы увидели кого-то, кого больше нет", - сказал девочкам их спутник.) А со стен Мертон-Колледжа они зарисовывали в альбом горгулий, драконов и единорогов.
|
|
Он и сам как будто ощущал себя одним из них, этих реликтовых существ, и даже изобразил себя - в книге об Алисе - под именем Додо, ископаемой птицы дронт (и на старой пластинке про Алису в Стране чудес отчетливо слышно, как он спотыкается, называя свое имя: До-до-доджсон).
Алиса больше всех из них любила единорога (он, кстати, был в фамильном гербе ее матери; а герб отца украшали львы). Однажды сестры с мистером Доджсоном (ну и мисс Прикетт, разумеется) гуляли, и Алиса предложила: "Притворимся, будто они существуют и в жизни. И что мы встретили единорога у нас на лугу! - В таком случае нужно тотчас сесть на землю, - сказал мистер Доджсон. - Тогда он подойдет и положит голову тебе на колени, кротко, как ягненок. - Откуда вы знаете? - спросила Рода. - Вы в этом уверены? - Абсолютно, - ответил мистер Доджсон. - Единороги больше всего любят класть голову на колени девиц. Ведь рог у них, верно, очень тяжелый". В ту ночь Алисе приснилось, что она повстречала единорога и тотчас села на землю. И единорог положил голову ей на колени. Но тут появилась мисс Прикетт - и Алиса проснулась.
|
|
Завершающий этап. Создание пространства. Работа в материале.
Отталкиваясь от своих эскизов, от характеров придуманных образов персонажей, учащиеся создают окружение, применяя полученные знания об основных принципах построения композиции.
Работа в материале – это завершающий, и, вместе с тем, самый длительный и трудоемкий процесс. Очень важно показать детям, что необходимо очень мягко и аккуратно приступить к технической части, когда все уже придумано, и очень важно довести задуманное до конца, не «испортив» хорошую идею.
Так как итоговая композиция задумывалась как книжный разворот, необходимо к окончанию работы оформить рисунки на небольших паспарту.
Можно по завершению работы над темой устроить в классе выставку (в общем, это является традиционной практикой), для того, чтобы увидеть, как может личное восприятие вылиться в такие разные решения.
Ниже, в приложении, приводятся некоторые итоговые работы по данной теме.
Список использованной литературы:
1. И.Л. Галинская. Льюис Кэролл и загадки его текстов. Москва, 1995.
2. Кристина Бьерк. Некоторые устрицы несчастнее других, или Небольшое упражнение в логике. Приключения Алисы в Оксфорде. Пер. с английского Н. Демуровой. СПб, Вита Нова, 2002.
3. В. Фаворский. О детском рисунке. Интернет-публикация.
4. Хазэл Харрисон. Энциклопедия техник рисунка. Москва, ACT Астрель, 2005.
5. Е.А. Григорян. Основы композиции в прикладной графике. Ереван, 1986.