В первом вопросе необходимо рассмотреть предпосылки объединения древнекитайского государства, охарактеризовать положение общины в Китае. Необходимо также дать характеристику социально-политических учений (даосизма, конфуцианства, легизма, моизма), которые в значительной степени определили духовное и политическое развитие китайского общества и государства. Также необходимо доказать, что реформы Шан Яна отвечали потребностям поступательного развития китайского общества. В этом же пункте плана следует раскрыть военно-политический процесс объединения страны Цинь Шихуаном.
Во втором пункте плана изучается внешняя и внутренняя полтика Цинь Шихуана. Нужно осветить, какие философские учения повлияли на формирование официальной идеологии империи Цинь.
Третий вопрос необходимо начать с изучения причин падения империи. Более подробно изучается народная война и антицинское восстание, которые привели к гибели империи.
Четвертый вопрос можно выполнить в форме доклада или реферата, акцентируя внимание, прежде всего, на роли Цинь Шихуанди в создании империи Цинь, а также значении этой империи в истории Древнего Китая.
|
|
Тема 8. Повседневная жизнь человека Древнего Востока.
План
1 Повседневная жизнь древних египтян.
2 Повседневная жизнь древних людей Ближнего Востока и Малой Азии.
3 Повседневная жизнь древних жителей Междуречья.
4 Повседневная жизнь древних китайцев.
Список литературы
1 Альдред С. Египтяне. Великие строители пирамид. М.: Центрполиграф, 2004. 84 с.
2 Бретон Ж. Ф. Повседневная жизнь Аравии Счастливой времен царицы Савской VIII в. до н.э. – I в. н.э. М.: Молодая гвардия, 2003. 280 с.
3 Васильев Л. С. История религий Востока. М.: Книжный дом «Университет», 2004. 426 с.
4 Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Главная редакция Восточной литературы изд-ва «Наука», 1986. 208 с.
5 Герни О. Р. Хетты. М.: Наука, 1987. 234 с.
6 Глебкин В. В. История древнего мира. Мир в зеркале культуры. М.: Добросвет, 2000. 256 с.
7 Дандамаев М. А., Глуконин В. Г. Культура и экономика древнего Ирана. М.: Наука, 1980. 419 с.
8 Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 611 с.
9 Замаровский В. Тайны хеттов. М.: Вече, 2000. 368 с.
10 Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М.: Наука, 1979. 257 с.
11 Маккуин Дж. Г. Хетты и их современники в Малой Азии. М.: Наука, 1983. 183 с.
12 Малявин В. В. Китайская цивилизация. М.: Апрель, 2001. 632 с.
13 Меекс Д., Фавар-Меекс К. Повседневная жизнь египетских богов. М.: Молодая гвардия, 2008. 352 с.
14 Монте П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М.: Молодая гвардия, 2000. 352 с.
|
|
15 Саггс Х. Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2003. 234 с.
16 Шураки А. Повседневная жизнь людей Библии. М.: Молодая гвардия, 2004. 320 с.
Методические рекомендации
Вопросы по данной теме семинарских занятий можно подготовить в форме выступлений в виде докладов и рефератов. В начале своего выступления студенту следует отметить, какой период истории Древнего Востока привлек его внимание, так как на протяжение длительного времени любое из изучаемых государств, претерпело значительные экономические, социальные, политические и культурные изменения. Например, Египет периода Нового царства в значительной мере будет отличаться от Египта эллинистического периода. В своих выступлениях не стоит уделять большого внимания историческим событиям, процессам, конкретным государственным и военным деятелям. Главным в выступлении должны стать повседневная жизнь и быт народов Востока различных классов и сословий.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Тема 1. Религиозная реформа Эхнатона (Аменхотепа IV): причины, цели, ход, результаты
При написании контрольной работы студент должен исследовать социально-экономические, политические, культурные, религиозные и субъективные причины реформ Эхнатона; проследить ход и основные направления этих реформ; определить наиболее значимые результаты реформы, дать собственную оценку этих реформ и изучить причины их провала.
Список рекомендованных источников и литературы
1 Бадж У. Египет времен Тутанхамона. М.: Центрполиграф, 2009. 156 с.
2 Кристиан Ж. Нефертити и Эхнатон: солнечная чета. М.: Молодая гвардия, 1999. 215 с.
3 Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М., Л.: Искусство, 1961. 592 с.
4 Мертц Б. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы. М.: Центрполиграф, 2007. 363 с.
5 Морэ А. Нил и египетская цивилизация. М.: Центрполиграф, 2007. 504 с.
6 Мюррей М. Величие Древнего Египта. М.: Центрполиграф, 2009. 268 с.
7 Мюррей М. Египетские храмы. М.: Центрполиграф, 2008. 175 с.
8 Перепелкин Ю. Я. Переворот Амен-хотпа IV. Часть I. М.: Наука, 1967. 296 с.
9 Перепелкин Ю. Я. Переворот Амен-хотпа IV. Часть II. М.: Наука, 1984. 287 с.
10 Уайт М. Джон. Боги и люди Древнего Египта. М.: Центрполиграф, 2007. 208 с.
11 Уоллис Б. Египет времен Тутанхамона. М.: Центрполиграф, 2009. 156 с.
12 Эрман А. Государство, армия и общество Древнего Египта. М.: Центрполиграф, 2008. 379 с.
13 Эрман А. Жизнь в Древнем Египте. М.: Центрполиграф, 2008, 400 с.
Тема 2. Колониальная политика Египта эпохи Нового царства
При написании контрольной работы студент должен проанализировать внутреннюю политику фараонов эпохи Нового царства, выявить причины активизации внешней политики Египта; изучить основные направления внешней политики Египта; оценить значение колониальной политики Египта для его внутреннего развития и остального Древневосточного мира.