Методические рекомендации

 

Цель занятия – выявить общие и особенные черты в общественном строе древневосточных государств.

При характеристике ассирийской и хеттской общин определите особенности, которые повлияли на социальные отношения внутри них. Охарактеризуйте права общины на землю в этих государствах, влияние внешнеполитических факторов на развитие общин. Отметьте, каковы были условия пользования и владения землей в общинах, существовали ли какие-нибудь ограничения в распоряжении землей, кто имел право быть общинником? Какие статьи из законов могут свидетельствовать о расслоении общины и в каком изучаемом государстве?

Во втором пункте плана занятия, анализируя источники, нужно ответить на следующие вопросы: каковы источники рабства, уровень развития работорговли, положение рабов, категории рабов? Одновременно, сопоставляя положение рабов в хеттском и ассирийском государствах, объясните причины сходства и различий этого положения.

Характеризуя семейные отношения, также сопоставьте ассирийский и хеттский судебники. Определите наиболее суровое законодательство в области семейного права, отметьте, в чем сказались пережитки родового права, каков характер семьи в изучаемых государствах.

В последнем пункте плана выделите в судебниках черты классовой и сословной направленности и правовых установлений. Ответьте на вопрос: Как отразился в судебниках уровень общественного развития изучаемых государств.

 

 

Тема 6. Организация Персидской державы при Дарии I

 

План

1 Приход Дария к власти.

2 Управление покоренными областями.

3 Подати и повинности жителей сатрапий.

4 Политика царя по отношению к привилегированным сословиям Персидской державы.

 

Источники

 

1 Практикум по истории древнего мира. Вып. 1. Древний Восток. М., 1989.

2 Практикум по истории древнего мира. Выпуск I. Древний Восток.  М., 1981.

3 Хрестоматия по истории Древнего Востока: учебное пособие, В 2-х частях. Ч. 1 / под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1980. 328 с.

4 Геродот. История. Любое издание.

 

Список литературы

 

1 Дандамаев М. А., Глуконин В. Г. Культура и экономика древнего Ирана. М.: Наука, 1980. 419 с.

2 Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы.  М.: Наука, 1985. 324 с.

3 Загадки старой Персии / авторы-сост. А. Торкаман, С. М Бурыгин, Н. Н.Непомнящий. М.: Вече, 2010. 320 с.

4 Каменев А. И. История государственного и военного управления. Ч. 1. Исторические уроки Древнего Востока и Китая. Балашиха: Изд-во военно-технического университета, 2006. 177 с.

5 Пигулевская Н. В., Якубовский А. Ю., Петрушевский И. П. [и др.]. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. Л.: Изд-во Ленинградского гос. ун-та, 1958. 391 с.

6 Фрай Р. Наследие Ирана. М.: «Восточная литература» РАН, 2002. 436 с.

 

Методические рекомендации

 

Главными источниками по теме являются надпись Дария I на Бехистунской скале и труд греческого историка Геродота «История».

В первом вопросе, основываясь на Бехистунской надписи и монографической литературе, студент должен рассказать о приходе к власти Дария I.

Во втором и третьем пунктах плана раскрывается система управления персидским государственным аппаратом покоренными и зависимыми территориями.

В четвертом вопросе, анализируя документы, расскажите о политике персидского царя к привилегированным сословиям не только персомидийской этнической принадлежности, но и завоеванных областей.

 

 

Тема 7. Образование централизованного государства в Китае: империя Цинь [3]

                                                                    План

1 Экономическая и социально-политическая жизнь Китая в период Чжаньго.

а) Состояние общины и условия для проведения последующих реформ.

б) Краткая характеристика социально-политических учений (даосизм, легизм, конфуцианство, моизм).

в) Реформы Шан Яна.

         г) Объединение страны Цинь Шихуаном.

      2 Государственное устройство империи Цинь.

         а) Внутриполитическая деятельность Цинь Шихуана.

         б) Внешняя политика.

         в) Проблемы официальной идеологии.

     3 Падение империи Цинь.

     4 Личность императора и его роль в истории Китая.

 

Источники

    

1 Книга правителя области Шан. М.: Ладомир, 1993. 392 с.

2 Конфуций: Лунь Юй. М.: Восточная литература, 2001. 168 с.

3 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 2. М.: Восточная литература, 2003. 567 с.

 

Список литературы

            

1 Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко. Т. 1. Философия. М.: Восточная литература, 2006. 727 с.

2 Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко. Т. 4. Историческая мысль и правовая культура. М.: Восточная литература, 2009. 935 с.

3 История Китая / под ред. А. В. Меликсетова. М.: Высшая школа, 2002. 736 с.

4 Малявин В. В. Империя ученых. М.: Европа, 2007. 384 с.

5 Малявин В. В. Китайская цивилизация. М.: Апрель, 2000. 632 с.

6 Никифоров В. Н. Очерк истории Китая. II тысячелетие до н.э. – начало ХХ столетия. М.: Инст. Дальнего Востока РАН, 2002. 448 с.

7 Переломов Л. С. Империя Цинь. М.: Изд-во Восточной литературы, 1962. – 243 с.

8 Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.: Наука, 1993. 408 с.

9 Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М.: Наука, 1981. 340 с.

10 Рубин В. А. Идеология и культура древнего Китая. М.: Наука, 1970. 72 с.

11 Сигэки Каидзука. Конфуций. Первый учитель Поднебесной. М.: Центрполиграф, 2007. 269 с.

12 Фань Вань-Лань. Древняя история Китая. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1958. 297 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: