Терминология научного исследования

М.А. Руднева

Практическое руководство по оформлению отчета о научно-исследовательской работе

 

 

Москва

Издательство Российского университета дружбы народов 2013

Утверждено

РИС Ученого совета

Российского университета

Дружбы народов

                                  

Рецензент:

Руднева М.А.

Практическое руководство по оформлению отчета о научно-исследовательской работе: - Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство РУДН. – 2013. – 48 с.

ISBN

В данном руководстве рассматриваются практические аспекты составления и оформления научно-исследовательской работы. Большое внимание уделяется стилистическим особенностям изложения результатов исследования, а также формальным требованиям, предъявляемым к отчетам по научно-исследовательской работе. Руководство будет полезно как студентам Института иностранных языков РУДН, так и их научным руководителям.

Подготовлено на кафедре теории и практики иностранных языков ИИЯ РУДН

ISBN

© Руднева М.А.

© Российский университет дружбы народов, 2013

Оглавление

Введение 4

Терминология научного исследования 4

Структура научно-исследовательской работы 9

Формальные требования к курсовым и дипломным работам, а также магистерским диссертациям 10

Примеры формулировок основных положений введения и заключения НИР 10

Общие требования к оформлению 32

Требования к оформлению таблиц 34

Оформление библиографических ссылок 35

Примеры библиографического описания 44

Библиография 46

 

Введение

Данное руководство создано с целью помочь студентам в написании и оформлении курсовой и дипломной работы, а также магистерской диссертации. Внимательное ознакомление с руководством поможет вам избежать большинства наиболее распространенных ошибок в построении логики исследования, выборе методологии и материала исследования, оформлении отчета о научно-исследовательской работе.

Терминология научного исследования

Первым важным этапом любой научно-исследовательской работы является знакомство с общепринятой терминологией. Язык научной работы отличается от языка бытового общения, поэтому перед тем, как начать знакомиться со статьями и диссертациями наших предшественников не будет лишним понять и запомнить небольшой перечень терминов, приведенный ниже.

Аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Дедукция - вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Идея - определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.

Индукция - вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

Информация: - обзорная - вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов; - релевантная - информация, заключенная в описании прототипа научной задачи; - реферативная - вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах; - сигнальная - вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения; - справочная - вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.

Исследовательская специальность (часто именуемая как направление исследования) - устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения.

Категория - форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.

Концепция - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Конъюнктура - создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни. Краткое сообщение - научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа - оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.

Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.

Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов. Методология научного познания - учение о принципах, формах и способах научно- исследовательской деятельности. Научная дисциплина - раздел науки, который на данном уровне ее развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.

Научная тема - задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.

Научная теория - система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.

Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Научное познание - исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное - методами получения и проверки новых знаний.

Научный доклад - научный документ, содержащий изложение результатов научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Опубликованной в печати или прочитанной в аудитории.

Научный отчет - научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно- конструкторской работы. Назначение этого документа - исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершению или за определенный промежуток времени.

Научный факт - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.

Обзор - научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития.

Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования - все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем: - исследовательская - комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения; - комплексная научная - взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач; - научная - совокупность тем, охватывающих всю или часть научно-исследовательской работы; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.

Теория - учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

Умозаключение - мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: