Тема 2. Античная философия (досократики, софисты, Сократ, Демокрит, Платон) (2 часа)

Поиски первоначал бытия в греческой натурфилософии. Проблема единого и многого. Милетская школа. Пифагор и философия числа. Элейская школа Ксенофана и Парменида. Тождество бытия и мышления. Аргументы Зенона против движения.

Софисты. Протагор и его учение о роли чувственного познания. Сократ. Философия как образ жизни. Особенности сократического диалога. Рационализм Сократа. 

Атомы и пустота как первоначала бытия у Демокрита. Значение Демокрита в развитии древнегреческого и последующего материализма.

Учение Платона о бестелесных «видах» («идеях») как учение объективного идеализма. «Бытие» («идеи»), «небытие» («материя») и мир чувственных вещей. Дуализм души и тела. Учение Платона о знании. Теория «припоминания» как первая форма идеалистического априоризма. Учение о государстве и о воспитании.

Тема 3. Античная философия (Аристотель, Эпикур, стоики, скептики) (2 часа)

Расхождение Аристотеля с Платоном, критика платоновской теории «идей». Форма и материя. Человек – единство души и тела, ум – высший элемент души. Учение о четырех причинах (началах).

Натурфилософия Аристотеля, его физика и космология. Учение о физических элементах и его связь с космологией. Геоцентрическая система. Телеологизм. Логика Аристотеля.

Учение об обществе и государстве. Психология и этика Аристотеля.

Переработка Эпикуром атомистической физики Демокрита. Эвдемонизм – этика Эпикура.

Киники. Учение о добродетели.

Этика стоиков – ригоризм. Понятие «судьбы». Добродетель как жизнь разумная и согласная с природой.

Скептицизм как итог всей истории античной философии.  

 

Семинар 1. «Античная философия» (2 часа)

1. Общая характеристика античной философии. Основные этапы и

проблемы.

2. Философия досократиков:

а) Милетская школа.

б) Гераклит и элеаты. Парадоксы Зенона.

в) Пифагор и его школа.

г) Античная атомистика и ее значение для науки.

3. Философия софистов.

4. Сократ. Его жизнь и учение.

 

Семинар 2. «Античная философия» (2 часа)

1. Объективный идеализм Платона. Учение об идеях, душе, теория познания, диалектика. Социально-политическая утопия Платона.

2. Аристотель: метафизика, логика и диалектика, физика, этика и политика.

3. Эллинистическо-римская философия: киники, скептики, эпикурейцы, стоики. Неоплатоники.

 

Вопросы для домашних заданий и контрольных работ

 

1. Какая идея Фалеса (первоначало – вода), Анаксимандра (апейрон), Анаксимена (воздух), Эмпедокла (четыре элемента) кажется вам наиболее приемлемой и разумной?

2. Зародышем каких, более поздних учений и идей в физике и химии являются представления древних греков о первоначале всех вещей?

3. Софист Протагор сформулировал положение: «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют». Что означает эта формула? Возможно ли при таком подходе говорить об объективности знания?

4. Вопрос для дискуссии: «Всегда ли знание удерживает нас от дурных поступков? Прав ли Сократ?»

5. «Познай самого себя». Является ли трудной эта задача?

6. Некий Диоген думал, что опроверг теорию идей Платона, сказав ему так: «Стол я вижу на самом деле, но я не вижу никакой идеи стола». Что возразил ему Платон?

7. О чем повествует платоновский миф о пещере?

8. Аристотель считал умножение богатства одной из самых абсурдных целей, не достойных человека. Согласны ли вы с ним?

9. На знаменитой фреске Рафаэля «Афинская школа» в центре изображены Платон и Аристотель. Платон указывает рукой на небо, Аристотель – на землю. Что имел в виду художник?

 

Экспресс-контрольная:

Вариант 1-й. Парменид считал, что познание может пойти двумя путями: «тропой дня» и «тропой ночи». Что он имел в виду?

Вариант 2-й. Парменид впервые разделил мир на постигаемый разумом и данный нам в чувствах. Заполните пропущенные места противоположными определениями, характеризующими эти два мира:

       разум                                              чувства                        

          мышление                                      ………..

       ……….                                           эмпирическое

       ……….                                           многое

       бытие                                              ………..

       ……….                                           время

       покоящееся                                    ……….

       истина                                             ……….

  

Контрольная по теме «Античная философия»

        

Вариант 1

 

1. Какая исследовательская программа объединяет всех философов милетской школы? Оцените вклад милетцев в становление рациональной философии и науки.

2. Связаны ли в характеристике истинного бытия по Пармениду такие признаки, как неделимость и неподвижность («бездрожность»)?

3. Платон так обосновал свою философскую позицию: «Треугольник нельзя нарисовать, не обладая заранее идеей треугольника, точно так же нельзя построить дом, не имея заранее его проекта. Нельзя оценить вещь как прекрасную или безобразную, если не имеешь представления о прекрасном вообще. Таким образом, идеи всех вещей существуют прежде вещей. Вещи суть воплощения идей». Можно ли опровергнуть эти выводы Платона?

4. Каковы основные принципы натурфилософии Аристотеля? «Бог и природа ничего не делают напрасно», считал Аристотель. Как вы это понимаете?

 

Вариант 2

 

1. В чем особенность диалектики Гераклита и каковы ее основные положения?

2. Исходный принцип философии Парменида: «Бытие есть, небытия нет». Проинтерпретируйте это утверждение.

3. Назовите основные положения античной атомистики. Какова ее судьба в истории мировой культуры и науки?

4. В чем смысл учения Аристотеля о первых причинах? Назовите четыре причины существования такого предмета, как, например, строящийся дом.                                                                

 

Темы рефератов

 

1. Греческая мифология и ее влияние на философию.           

2. Социально-политическая жизнь в Древней Греции и ее влияние на философию.

3. Единое и многое как проблема в философии.

4. Особенности древнегреческой диалектики. Диалектика как искусство спора и диалектика как картина мира.

5. Учение элеатов о бытии и познании. Путь мнения и путь знания.

6. Решены ли парадоксы Зенона?

7. Атомистическая теория Левкиппа и Демокрита и современный атомизм.

8. Сократ и мы. Уроки философии Сократа.

9. Спор Сократа с софистами. Возможна ли объективная истина?

10. Платон и коммунизм. Судьба утопии Платона.

11. Платон о смысле любви. Диалог «Пир».

12. Физика Аристотеля и современная физика.

13. «Платон мне друг, но истина дороже». Критика Аристотелем теории идей Платона.

14. Эпикурейский идеал добродетельной и счастливой жизни.

15. Истинное и ложное в философии скептиков. Скептицизм как жизненная позиция.

16. Жизнь и философия Сенеки. Стоицизм как жизненная позиция.

 

Основная л итература

Античная философия. Энциклопедический словарь. М., 2008.

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1999.

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

История философии: Запад – Россия – Восток (книга первая: Философия древности и средневековья). М., 1995.

История философии: энциклопедия.­ Минск, 2002.

Рассел Б. История западной философии. М., 2009.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т. 1. Античность. СПб., 1994.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: