Аврелий Августин. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991.
Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского средневековья): в 2 т. СПб., 2001.
Белялетдинов Р.Р. Элементы самоорганизации средневекового университета // Философские науки. 2008. № 6.
Гайденко П.П. Средневековый номинализм и генезис новоевропейского сознания // Вопросы философии. 2014. № 2.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
История философии: Запад – Россия – Восток (книга первая: Философия древности и средневековья). М., 1995.
Зеньковский В.В. Об образе Божием в человеке // Вопросы философии. 2003. № 12.
Кассирер Э. Индивид и космос в философии Возрождения. Избранное. М., СПб., 2000.
Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.
Ольшевская Н., Малышкина М. Философия. Конспекты. М., 2013.
Бруно Дж. Диалоги. М., 1949.
Жильсон Э. Знание и мудрость. М., 1999.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
Монтень М. Опыты. М., 1991.
|
|
Макиавелли Н. Государь. М., 2009.
Тема 5. Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.) (2 часа)
Эмпиризм и рационализм – основные направления философии Нового времени. Ф. Бэкон – основоположник эмпиризма. Роль методологии в научном познании. Разработка индуктивного метода. Исследование природы человеческого ума (учение о призраках). Классификация наук. Социально-политические идеи. Р. Декарт – основоположник рационализма Нового времени. Учение о методе (основные положения). Дуализм Декарта – учение о двух субстанциях, механицизм.
Линия эмпиризма (Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм). Теория общественного договора Т. Гоббса.
Дж. Локк. Учение о чувственном опыте как единственном источнике знания (сенсуализм). Критика Локком учения о врожденных идеях. Теория первичных и вторичных качеств. Социально-политические взгляды Локка.
Дж. Беркли. Критика понятия субстанции. Утверждение о субъективности первичных качеств. Вещи как «комплексы ощущений».
Давид Юм – основоположник принципов новоевропейского скептицизма. Критика Юмом понятия объективной причинности.
Линия рационализма (Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Учение Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах; монизм и пантеизм; учение о человеке; учение о свободе и необходимости.
Г. Лейбниц. Плюрализм в онтологии и учение о монадах. Идеализм и априоризм теории познания Лейбница и учение о самоочевидной, «разумной» и фактуальной истинах.
Философия эпохи Просвещения. Основные представители французского материализма XVIII века: Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах. Особенности французского материализма. Социально-политические идеи мыслителей эпохи Просвещения. Учение Ж.Ж. Руссо об общественном договоре.
|
|
Семинар «Философия Нового времени. Идеология
Просвещения» (2 часа)
1. Научная революция XVII века и ее связь с философией.
2. Эмпиризм и рационализм – две линии в философии Нового времени. Проблема метода: Ф. Бэкон, Р. Декарт.
3. Учение о субстанции. Декарт, Спиноза.
4. Субъективный идеализм Дж. Беркли, Д. Юма.
5. Социально-политическая философия Нового времени. Концепции государства, права, демократии.
6. Г.- В. Лейбниц. Учение о монадах.
7. Идеология Просвещения.