double arrow

Дополнительные вопросы для обсуждения


Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Какие научные и технические проекты Ф. Бэкона более чем на 300 лет опередили его время?

2. Ф. Бэкон советовал сравнивать ученого не с пауком, а с пчелой, собирающей нектар со всех цветов и перерабатывающей его в мед. В чем смысл этой метафоры?

3. Что такое эмпиризм и рационализм и как эти философские течения связаны со структурой научной деятельности?

4. «Люди ищут знаний в своих маленьких мирах, а не в большом, общем для всех мире». О каких идолах (ложных представлениях) говорит здесь Ф. Бэкон? Обоснуйте свой ответ.

5. Почему положение «Я мыслю, следовательно, существую», по мнению Декарта, может стать основным принципом новой философии?

6. Как называется полностью работа Р. Декарта «Рассуждение о методе»?

7. Почему, по мнению Спинозы, у субстанции бесконечное количество атрибутов?

8. «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах», говорит Дж. Локк. Принципом какой философской позиции является это высказывание?

9. Чем отличаются понятие «идея» у Дж. Локка от платоновской «идеи» (эйдоса)?

10. Что такое первичные и вторичные качества вещей по Дж. Локку?

 

Вопросы для дискуссии:

1. Ф. Бэкон разработал учение о преимуществах индуктивного метода познания. Является ли вывод, полученный с помощью индукции, надежным и безупречным?

2. Почему так трудно реализовать на практике рекомендации Р. Декарта, содержащиеся в его учении о методе?

3. О каких ловушках демократии предупреждал Ж.-Ж. Руссо? Избавились ли мы от них?

Задание. Проиллюстрируйте идолы рода, рынка, пещеры и театра современными примерами. С каким идолом связана ксенофобия?

 

Экспресс-контрольная:

 

1. Назовите философов, являющихся приверженцами эмпиризма и рационализма?

2. Случайно ли, что среди представителей рационализма было много математиков?

3. Чем отличается эмпиризм материалиста от эмпиризма идеалиста?

4. Декарт писал: «Я не подражаю скептикам, сомневающимся ради того, чтобы сомневаться, тем, кто упивается своей нерешительностью; наоборот, все мое существо стремится к тому, чтобы ощутить уверенность, и я готов перелопатить землю и песок, чтобы докопаться, где кремень, а где глина». В чем заключается цель универсального методического сомнения, являющегося исходным принципом философии Декарта?




5. Демокрит считал, что «мнимы боль, горький вкус, жара, холод, цвет, истинны лишь атомы и пустота». Какую философскую концепцию представляет в данном случае Демокрит?

6. Что представляет собой «вещь» по мысли Дж. Беркли?

7. «Пока все вещи не будут действительно восприняты мной, т.е. не будут в моем разуме либо в сознании какого-нибудь другого создания, они не существуют реально». Какие аргументы можно противопоставить этому мнению Дж. Беркли?

8. Каковы основные принципы философии Просвещения?

9. Чем деизм отличается от атеизма?

10. Эпоху Просвещения называли эпохой разума. Почему?

11. Какую роль сыграли философские идеи просветителей в подготовке Французской революции 1789–1794 гг.?

12. Ж.-Ж. Руссо писал, что демократия создана для богов, а для людей столь совершенное правление не годится. Что имел в виду Руссо?

 

Темы рефератов

 

1. Научная революция XVII века и ее особенности.

2. Физика Декарта и Ньютона.

3. Галилео Галилей как ученый и философ.

4. От алхимии – к научной химии. Творчество Роберта Бойля.

5. Ф. Бэкон. Учение об идолах.

6. «Новая Атлантида» Ф. Бэкона: фантастика и научные прогнозы.

7. Механицизм и его сущность.

8. Д. Локк и традиции буржуазного либерализма. Разделение властей.

9. Учение Д. Локка о первичных и вторичных качествах в свете современной химии.

10. Развитие идеи правового государства в творчестве Ш.-Л. Монтескье.



11. Философия истории Д. Вико. Теория циклов.

12. Вольтер и свободомыслие в эпоху Просвещения.

13. Руссо и Робеспьер. Руссо о «ловушках» демократии.

14. Образ Ж.-Ж. Руссо в романе немецкого писателя Лиона Фейхтвангера «Мудрость чудака».

15. П. Гольбах и его «Система природы».

16. Просвещение в России и его особенности. А. Н. Радищев.

 

Основная литература

Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

Губин В. Д. Философия. М., 2013.

Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т. 3. Новое время. СПб., 1996.

История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия XV – XIX веков). М., 1998.

Соколов В.В. Европейская философия XV–XVIII веков. М., 1996.

Рассел Б. История западной философии. М., 2009.

 

Дополнительная литература

 

Асмус В.Ф. Декарт. М., 2006.

Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.

Беседин А.П. Теория идей Джорджа Беркли // Вопросы философии. 2014. № 9.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.). М., 1987.

Валери П. Взгляд на Декарта (фрагмент) // Вопросы философии. 2003. № 10.

Декарт в канун XXI столетия. М., 1998.

Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения: в 2 т. Т. 1. М., 1986.

Ольшевская Н., Малышкина М. Философия. Конспекты. М., 2013.

Соколов В. В. Спиноза. М., 1977.

Фишер К. История Новой философии. Декарт: его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1994.

Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII века. М., 1974.                        

Руссо Ж.-Ж. Избранное. Главы и отрывки из сочинений. М., 1976.

Спиркин А.Г. Философия. М., 2009.

Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.

 

Тема 6. Немецкая классическая философия (2 часа)

Немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) – общая характеристика.

И. Кант. Докритический и критический периоды в творчестве Канта. «Критика чистого разума» – учение о возможностях человеческого разума. «Коперниканский переворот» в философии. Учение Канта о «вещах в себе» и «явлениях». Познавательные способности человека: чувственность, рассудок и разум. 

«Критика практического разума» – учение Канта о нравственности; кантовский категорическом императив. «Критика способности суждения» как попытка преодолеть разрыв между миром сущего и миром должного. Кант и телеология. Учение Канта о прекрасном, вкусе, гении.

Г. Гегель. Объективный идеализм и диалектика. Учение о саморазвитии абсолютной идеи. Основные черты гегелевской диалектики. Законы и категории диалектики. Учение об историческом прогрессе, государстве, праве и свободе.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: