double arrow

Методические рекомендации

Семинарское занятие №1

1. Типы и виды изменчивости в мире разнообразны. Существует условное деление на количественные и качественные изменения. Последние могут делиться на обратимые и необратимые. Исходя из определения понятия «развития», представленного в учебной литературе, поясните, о каком типе изменений говорит нам данное понятие? Чем развитие отличается от движения и изменения? Что относят к основным признакам развития? Поясните каждый из этих признаков.

Поскольку развитие – это направленное изменение объекта, то есть, оно обусловлено определенной целью, постольку возникает необходимость в определении сущности самой направленности: что она есть такое и почему возможна? Вопрос о сущности направленности развития в его связи с существующим разнообразием изменений (от микро- до макромира) находит свое разрешение в различных концепций развития, на основе которых созданы модели развития, раскрывающие всеобщую направленность изменений в мире.

Рассмотрите основные модели развития. Укажите на их «плюсы» и «минусы» данных моделей, на их отличия друг от друга (См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 526-538. Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 406-407).

· логико-гносеологическая модель диалектики

· натуралистический эволюционизм и градуалистская модель, принимающая идею прогресса – Г. Спенсер и Ч. Дарвин

· диалектико-материалистическая модель

· творческий эволюционизм (эмерджентизм). Поясните, почему данная модель выступает своеобразным антиподом модели прогрессивного развития.

· равновесно-интеграционная модель

2. С проблемой направленности развития связана проблема понимания сущности прогресса. Поясните, в чем состоит методологическая значимость идеи прогрессы для научного знания (как естествознания, так и гуманитарного знания). Обратите внимание на существование двух основных подходов к проблеме прогресса: сциентистского (научный) и аксиологического (ценностный). Чем данные подходы отличаются друг от друга? Рассмотрите критерии прогресса в отношении неорганической и органической природы.

В философии всегда актуальной оставалась проблема критериев общественного прогресса. Подумайте, с чем это может быть связано. На сегодняшний день большую популярность приобрел так называемый «гуманитарный» подход к разрешению указанной проблемы. Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите, что он включает в себя. В чем состоят его «плюсы»?

Кроме проблемы критериев прогресса существует проблема форм прогрессивного развития. Рассмотрите общую характеристику веерной, линейной, восходящее-волновой форм развития, сравните их между собой. (См. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 580-583)

Сегодня одной из важных проблем является вопрос об универсальном критерии прогресса, в основе которого лежит системно-структурный критерий. Обращаясь к учебному материалу, поясните сущность системно-структурного критерия и рассмотрите признаки универсального критерия прогресса. (См. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 572-579)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: