Семинарское занятие №2

1. Метафизика и диалектика являются всеобщими методами познания. Опираясь на материал учебной литературы, выявите различия между метафизикой и диалектикой, сравнивая понимание сущности мира, характера связи между различными явлениями в мире, определение источника развития мира и изменений, происходящих в нем (См.: Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 172-190). Определите сильные и слабые стороны каждого из методов. Обратите внимание на то, что сегодня выделяют так называемую «старую» и «новую» метафизику. Что отличает их друг от друга?

Основными принципами диалектического мышления, позволяющими рассматривать и изучать процесс развития, является принцип всеобщей связи (поясните, в чем его суть) и принцип развития (поясните, в чем его суть). Объясните, как диалектическое мышление, опираясь на данные принципы, оказывается способно преодолеть антиномичность в понимании движения. Последнее включает в себя процессы изменения и в природе, и в обществе, и в самом познании.

Следует отметить, что системный характер диалектике как способу мышления придает Г. Гегель. Гегелевская диалектика привела к становлению особой диалектической культуры мышления. Большинство последующих концепций диалектики от материалистических (как в марксизме) до идеалистических вариантов – в той или иной форме в основу своих построений кладут именно категориальный аппарат и диалектические открытия гегелевской философии.

2. Отталкиваясь от гегелевского наследия, выделяют три всеобщих закона диалектики. Обратите внимание на то, что законы диалектики не существуют отдельно друг от друга, а реализуются как аспекты единого процесса развития. В своем единстве законы диалектики описывают источник и движущую силу развития, сам механизм развития и общую идею развития. Рассмотрите законы диалектики и поясните, в чем состоит всеобщность каждого из них. Приведите примеры для каждого из законов.

Каждый из диалектических законов имеет свою специфику и особенность. Так диалектическое противоречие понимается как процесс, то есть оно проходит в своем развитии ряд состояний: гармонию, дисгармонию, конфликт. Охарактеризуйте каждое из этих состояний, поясните их взаимосвязь. Кроме того выделяют общедиалектические и специфически-диалектические противоречия. Чем они отличаются друг от друга?

Закон перехода количественных изменений в качественные связан с понятиями «количество», «качество» и «мера». Рассмотрите значение каждого из этих понятий, поясните, как они взаимосвязь между собой. Так же обратите внимание и поясните понятие «скачка». Какие виды «скачка» выделяют?

Закон диалектического синтеза связан с диалектическим пониманием отрицания как конструктивного отрицания. Последнее имеет свои подвиды: отрицание-трансформация, отрицание – снятие и отрицание – синтез (как высший вид отрицания). Рассмотрите каждый из них, а так же обратите внимание на нигилизм как недиалектическую (механистическую) форму отрицания. Поясните, как данный закон фиксирует поступательность и направленность процесса развития.

Выясните методологическое значение законов диалектики для медицины. Каким предстает процесс болезни (заболевание) в свете законов и принципов диалектики? Что тогда есть здоровье? В чем заключается диалектическая связь болезни-здоровья?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: