Тема 13. Философское осмысление сознания (2 часа)

План семинарского занятия

1. Постановка проблемы сознания в философии.

2. Сознание и самосознание.

3. Структура сознания. Уровни сознания: сверхсознательное, осознаваемое, бессознательное.

Темы рефератов

1. Сознание в зеркале бессознательного.

2. Философское постижение проблемы «сознание – язык».

Ключевые понятия

Сознание, идеальное, бессознательное, самопознание, самосознание, рефлексия.

 

Цели изучения темы

  • познакомиться с различными философскими концепциями сознания
  • составить представление о существующей в философском знании модели сознания
  • рассмотреть соотношение трех уровней сознания, а так же проблему взаимодействия сознания и бессознательного

 

Методические рекомендации

1. Обратите внимание на то, что попытка рационального осмысления сущности сознания приводит к пониманию, что его совершенно невозможно объективировать. То, что мы хотим познать и то, чем мы познаем совпадает.

Сознание оказывается проблемой для себя же, и разрешить эту проблему нельзя стандартным способом, через определение границ сознания на основе объективных методов. Так С.Л. Франк писал: «В лице «нашего сознания» - мы имеем бытие не только сознаваемое, но и подлинно сущее – бытие, которое не противостоит нам, а есть в нас и с нами». Трудность точного определения сознания еще и в том, что оно антиномично:

· оно индивидуально (всегда «мое сознание») и одновременно сверхлично (сознание связывает меня с миром, с явлениями в нем)

· оно субъективно (мои образы, мои ассоциации и воспоминания) и объективно (ценности, образы-архетипы)

· всегда сосуществует сознаваемое и неосознаваемое (включающее как бессознательное, так и сверхсознательное)

· оно идеально (ценности, смыслы) и материально (процессы, обеспечивающие жизнедеятельность сознания – нейродинамические структуры мозга, физические действия человека и т.п.)

Хотя сознание невозможно объективировать, но мы можем говорить о том, как оно проявляет себя. Часто сознание связывают со способностью субъекта отражать окружающую реальность и себя самого. Поясните, в чем состоит специфика данного отражения как «конструктивно - творческого преобразования». Какова связь между способностью сознания отражать и идеальностью, как свойством сознания. В чем заключается идеальность, интенциональность и креативность сознания? Поясните, что такое идеальный образ и чем он отличается от реально существующего предмета. Что мы можем сказать о сознании, исходя из его идеальности? Как сознание связано с языком; в чем особенность этой связи? Обратите внимание на взаимосвязь общественного и индивидуального сознания (См.:Шпет Г.Г. Мудрость или разум?/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 195-197; Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 27-35; Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 243-249; 260-274).

Обращаясь к рекомендованной учебной литературе и философскому словарю, рассмотрите и прокомментируйте представленные определение сознания. Рассмотрите, как разрешается вопрос об источниках сознания сегодня. Поясните, почему сознание является необходимым условием организации и воспроизводства практической деятельности людей. (См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 260-262; Найдыш В.М. Концепции современного естествознания/ В.М. Найдыш. - М.: Гардарики, 1999. С. 413-420).

Исходя из понимания источников сознания и понимания того, что сознание не может быть сведено к ним мы можем утверждать лишь то, что сознание является необходимом условием многообразных форм взаимоотношений человека с миром, с обществом и с самим собой.

2. Еще одним проявлением сознания является самосознание. Когда Сократ говорит о «внутреннем даймоне», сподвигающем его на ответственные деяния, в этом видят одно из первых обращений к проблеме самосознания. Сократовский «даймон» - это образ самосознающего «Я». Обратите внимание на трактовку понятия самосознания, представленное в учебной литературе, и на понимание соотношения сознания и самосознания. (См: Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 253-257). Как самосознание связано с феноменом рефлексии? Говорит ли нам что-либо о сознании феномен рефлексии?

Важно, что особенность самосознания состоит в том, что ему не присуща двойственность между «сознающим и сознаваемым и наше «Я» не противостоит нам как предмет, на который мы направлены; сознание нашего «Я» есть его переживание». Так говорит о самосознании русский философ С.Л. Франк. Для него самосознание связано с «непосредственным присутствием в сознании момента «Я»», как того, что безусловно отлично и от внешнего мира и от многообразных внутренних переживаний «Я» (как многомерно-полифонического существования повседневного эмпирического «Я»), речь идет о переживании сверхвременного «Я» (глубинного «Я») как своеобразного центра внешнего и внутреннего мира, но не сводимого при этом к ним. В этом отношении самосознание может быть понято не только как одна из сфер сознания (речь идет о делении сознания на предметное сознание, чистое сознание и самосознание), но и как своеобразная «ось» сознания, пронизывающей собой различные уровни и включающая в себя различные компоненты сознания.

3. В учебной литературе рассматривается модель сознания, представляющая последнее как единство 4-х сфер (См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 256-258). Познакомьтесь с данной моделью, обратите внимание на характеристики каждой сферы, а так же на выделяемые уровни сознания. Поясните, как данная модель отражает антиномичность сознания и его подвижность; рассмотрите соотношение разных уровней сознания друг с другом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: