Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Прокомментируйте слова Дж. Серла: «Когнитивная наука обещала, … что войдет в «черный ящик» сознания и изучит его внутреннее функционирование. К сожалению, большинство ученых - когнитивистов повторили наихудшие ошибки бихевиористов…: они настаивали на изучении только объективно наблюдаемых феноменов, игнорируя, таким образом, сущностные свойства сознания. Поэтому, когда они открыли большой «черный ящик», то обнаружили внутри лишь множество маленьких «черных ящиков»»? Можете ли вы согласиться с Дж. Серлом? Свою позицию обоснуйте.

2. Чем, по Вашему мнению, является сознание для человека – даром, наградой или проклятием?

3. Как бы Вы могли прокомментировать следующий древнекитайский афоризм: «Сознание рождается от взаимного воздействия нашего «Я» и вещей подобно тому, как огонь возникает от трения двух палочек. Нельзя сказать, что оно находится во мне или в других. Нельзя сказать, что оно не находится во мне, и нельзя сказать, что оно не находится в других. Живи им, и тогда «другие» и «Я» перестанут быть соблазном».

4. Обладают ли самосознанием животные?

5. Что такое информация и как она связана с сознанием?

6. В чем состоит общественная природа сознания? Можно ли говорить об односторонней зависимости сознания от общественной практически-преобразующей деятельности людей?

7. Можете ли Вы согласиться с тем, что «глубинное «Я»» является своеобразным субстанциальным основанием нашего эмпирического «Я» (как реального, так и идеального)?

8. Как бы Вы ответили на вопрос «что есть сознание по самому своему существу»?

9. Что бы Вы могли сказать об особенности феномена самосознания «Я» исходя из того, что говорит крупнейший современный теоретик буддизма Д. Икеда: «Экзистенциалисты и фрейдисты рассматривают «Я» как эго, в индивидуалистическом духе… Но в буддийской доктрине «срединного пути»… «Я» едино с космосом. Оно является стержнем жизни и остается неизменным, даже если меняются все жизненные условия и обстоятельства»?

Тест для самопроверки

1. Знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания - ___________.

 

2. Утверждение о том, что сознание есть единственная достоверная реальность, а мир – его порождение, характерно

1. для физикализма

  1. для объективного идеализма
  2. для умеренного материализма
  3. для солипсизма

 

3. Укажите формы общественного сознания

  1. правосознание
  2. бессознательное
  3. наука
  4. архетипы
  5. идеология

4. Назовите имя ученого к.XIX – н.XX вв., открытие которого радикально изменило представление об абсолютности человеческого разума

  1. Ч. Дарвин
  2. Н. Коперник
  3. И. Ньютон
  4. З. Фрейд
  5. С. Гроф

 

5. Онтология своеобразного идеального начала - «коллективного бессознательного», которое обладает более глубокой и фундаментальной реальностью, чем психика отдельного человека, раскрывается в концепции

  1. З. Фрейда
  2. К.Г. Юнга
  3. К. Ясперса
  4. Э. Фромма
  5. М. Бубер

 

Основная учебная литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 254-283.

Губин В.Д. Философия: Учеб. Пособие: Элементарный курс/ В.Д. Губин. - М.: Гардарики, 2001. С. 111-129.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания/ В.М. Найдыш. - М.: Гардарик, 1999. С. 413-420.

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 233-287.

Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 27-63.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. С. 389-398.

Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 259-285.

 

Дополнительная литература

Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема// Вопросы философии. -1990. - №10

Гайденко П.П. Бытие и разум// Вопросы философии. – 1997. - №7.

Абрамова Н.Т. Являются ли несловесные акты мышлением?// Вопросы философии. – 2001. - №6.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с английского Т.А. Азаркович. -  М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 358-367.

Юлина Н.С. Тайна сознания: альтернативные стратегии исследования// Вопросы философии. – 2004. - №10, №11.

Жданов Г.Б. Информация и сознание// Вопросы философии. – 2000. - №11.

Стародубцева Л.В. Пра-память и за-бытие// Вопросы философии. – 2006. - №9.

Черниговская Т.В. Мозг и есть Вселенная// Человек. – 2008. - №2.

Хачатурян В.М. Измененные состояния сознания: к проблеме архаической компоненты психики// Человек. – 2008. - №1.

Киселев Г.С. «По образу и подобию»// Вопросы философии. – 2008. - №1.

Жданов Г.Б. Информация и сознание// Вопросы философии. – 2000. - №11.

Дубровский Проблема духа и тела: возможности решения// Вопросы философии. – 2002. - №10.

Оруджев З.М. К вопросу о возникновении человеческого разума// Вопросы философии. – 2009. - №12.

Литература к реферату

К 1 реферату

Гроф С. Путешествие в поисках себя/ пер. с английского Н.И. Папуш. – М.: Институт трансперсональной психологии, 2001. - С.147-162;174-178.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с английского Т.А. Азаркович. -  М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - С. 358-367.

Мареев С.Н., Мареева Е.Н. История философии/ С.Н. Мареев, Е.Н Мареева. – М.: Академический Проект, 2003. С. 623-635.

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 275-285.

Ко 2 реферату

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 417-425.

Мареев С.Н., Мареева Е.Н. История философии/ С.Н. Мареев, Е.Н Мареева. – М.: Академический Проект, 2003. С. 608-611.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с английского Т.А. Азаркович. -  М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 337-341.

 

Тема 14. Философия развития (6 часов)

План семинарского занятия №1

1. Понятие развития. Модели развития.

2. Проблема критериев прогресса: многообразие подходов и точек зрения.

 

План семинарского занятия №2

1. Метафизика и диалектика. Диалектика как метод познания развития.

2. Законы диалектики. Методологическое значение диалектических законов для медицины.

План семинарского занятия №3

1. Понимание структуры мира, его единства и целостности в категориях диалектики: «часть – целое», «форма – содержание», «сущность – явление», «общее – особенное – единичное».

2. Принцип детерминизма. Индетерминизм. Категории детерминизма «причина – следствие», «возможность – действительность», «необходимость – случайность».

Темы рефератов

1. Жизнь как специфическая форма развития. Онтологический статус жизни.

2. Всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в медицине.

3. Законы диалектики и особенность их проявления в медицине.

4. Норма, здоровье и болезнь в свете законов и категорий диалектики.

5. Диалектика как теория развития и метод постижения развивающегося мира.

Ключевые понятия

Метафизика, диалектика, категории диалектики, противоречие, развитие.

 

Цели изучения темы

  • составить представление о различии метафизики и диалектики как о двух способах познания
  • знать фундаментальные черты развития
  • рассмотреть и составить представление об основных моделях развитиях
  • знать основные категории и законы диалектики
  • определить методологическое значение диалектики для медицины

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: