Тест для самопроверки

1. Понятие «меры» выражает диалектическое единство____________ и _________________.

 

2. Учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и познания – это _______________.

3. Законом диалектики является

  1. закон кармы
  2. закон противоречия
  3. закон исключенного третьего
  4. закон тождества
  5. закон отрицания отрицания

 

4. Основным источником развития, с позиций диалектики, является наличие

1. внутренних противоречий

2. разнообразие внешних причин

3. некоторой абсолютной внешней причины

4. особой внутренней программы развития

5. Укажите категории, взаимосвязь которых выражает сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений

  1. мера
  2. отрицание
  3. скачок
  4. возможность
  5. вероятность

 

6. Философский способ мышления, являющийся антиподом диалектики – это ______________.

 

7. Философская категория, отображающая существенную определенность вещей и явлений

  1. качество
  2. количество
  3. явление
  4. форма
  5. действительность

 

8. Направленность процесса развития прямо утверждает диалектический закон ____________________________.

9. Процесс или действие, имеющее своим результатом объединение, соединение, единство

1. интеграция

2. дифференциация 

3. дескрипция 

4. инновация

10. Объективность, закономерность связи и всеобщей причинной обусловленности всех явлений и процессов окружающего мира утверждает

1. волюнтаризм

2. детерминизм

3. индетерминизм

4. витализм

5. пантеизм

Основная учебная литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 479-585.

Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТА-МЕД, 2004. С. 172-216.

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 130-189.

Философия:Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проспект, 2004. С. 398-444.

Дополнительная литература

Франчук В.М. Универсальные механизмы эволюции// Вопросы философии. – 2005. - №4.

Найдыш В.М. Концепции современного естествовознания/ В.М. Найдыш. – М.: Гардарики,1999. С. 380-390.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии// Маркс К., Энгельс Ф. – М., Соч.Т.21. С. 273-281; 305-308.

Энгельс Ф. Диалектика природы// Маркс К., Энгельс Ф.. – М., Соч.Т.20. С. 384-390; 526-547; 640-642.

Фейгенберг И.М., Ровинский Р.Е. Информационная модель будущего как программа развития// Вопросы философии. – 2000. - №5.

 

 

Литература к рефератам

К 1 реферату

Найдыш В.М. Концепции современного естествовознания/ В.М. Найдыш. – М.: Гардарики, 1999. С. 380-390.

Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. С. 253-258; 507-525.

 

Ко 2 реферату

Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины/ Г.И. Царегородцев, В.Г. Ерохин. – М.: Мед. лит-ра, 1986. С. 187-194.

Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. С. 183-194.

 

К 3 реферату

Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины/ Г.И. Царегородцев, В.Г. Ерохин. – М.: Мед. лит-ра, 1986. С. 194-214.

Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. С. 183-196.

 

К 4 реферату

Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и медицина/ Г.И. Царегородцев. – М.: Мед. лит-ра, 1963. С. 229-247.

Философия и медицина/ под ред. Сержантова В.Ф., Королькова А.А. - Ленинград: ЛГУ, 1986. С. 68-80.

 

К 5 реферату

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 133-150.

Поппер К.Р. Что такое диалектика?// Вопросы философии. – 1995. - №1.

Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма// Вопросы философии. – 2000. - №1.

 

Тема 15. Философское постижение человека (6 часов)

План семинарского занятия №1

1. Философская антропология: предмет, цели и проблемное поле исследования.

2. Проблема сущности человека и уникальность его бытия. Свобода человека.

3. Соотношение биологического и социального в человеке. Социальная обусловленность здоровья и болезней человека.

 

План семинарского занятия №2

1. Категории человеческого бытия. Изначальное одиночество человека.

2. Человек как творческое существо. Исток и цель творчества.

3. Проблема смерти и поиск смысла жизни.

 

План семинарского занятия №3

1. Философское осмысление культуры. Человек в мире культуры. Медицина в системе культуры.

2. Культура и цивилизация: единство и различия.

3. Особенности постклассической культуры.

 

 

Темы рефератов

1. Одиночество и проблема самопознания человека.

2. Проблема свободы и ответственности врача.

3. Смерть и вопрос о смысле жизни.

4. Любовь как событие встречи Я и ТЫ.

5. Проблема происхождения человека.

Ключевые понятия

Философская антропология, антропосоциогенез, социобиология, «Я», культура, цивилизация

Цели изучения темы

  • составить представление о специфике философского постижения человека
  • познакомиться с идеями и проблемами философской антропологии
  • познакомиться с основными концепциями человека
  • знать основные экзистенциалы человеческого бытия
  • выявить взаимосвязь человека и культуры, раскрыть антропологический характер культуры
  • составить представление о проблеме кризиса культуры и о современном состоянии культуры

 

Методические рекомендации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: