Семинарское занятие №3

1. Для философии, делающей предметом познания феномен культуры, оказывается важным прояснение тех глубинных условий, которые делают возможным существование культуры и ее многочисленных форм. Обратитесь к существующим определениям культуры (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 556-561; Губин В.Д. Философия: Учеб.пособие: элементарный курс/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С. 192-194). Сравните эти определения и подумайте, каково основное назначение культуры в жизни человека и общества. Поясните, что такое материальная и духовная культура.

Необходимо отметить, что культура оказывается невозможна без:

· личностного творчества

· ценностного/символического отношение к существующей реальности

· искусственности по отношению к естественной природе, «натуре» (речь идет так же и о природе человека)

Поясните каждый из указанных аспектов культуры. Подумайте, связаны ли они между собой и как.

Человек есть безусловный центр, «внутренний нерв» культуры, ее творец, но для этого он должен быть универсальным существом. Подумайте, что такое универсальность, чем универсальный человек отличается от специалиста («спеца»), почему именно универсальный человек, может рассматриваться как человек культурный. Раскройте диалектический характер взаимосвязи человека и культуры (См.: Губин В.Д. Философия: Учеб.пособие: элементарный курс/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С. 195-199).

Обратите внимание на место медицины в системе культуры; с какими сферами культуры связана медицина. Как связаны друг с другом медицина и культура в целом? Свидетельствует ли развитие медицины о развитии культуры? (См.: Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 583-604).

2. Учебная литература дает представление о различии культуры и цивилизации. Каковы основные точки зрения на проблему соотношения цивилизации и культуры? Поясните, каково отношение цивилизации к природе; почему проблема уничтожения природы стоит перед цивилизацией, а не культурой. Как можно объяснить то, что культура в большей степени связана со свободным, даже хаотичным творческим порывом личности, в то время, как цивилизация это более формальное и в достаточной степени упорядоченное существование человека, ориентированного на материальные, прагматичные ценности. Кто такой «массовый человек» цивилизации, чем он отличается от творческой личности? Поясните, почему культура есть «средство преображения духа человека», цивилизация есть «цель самой для себя». Подумайте, как взаимосвязаны друг с другом развитие и успехи цивилизации и кризис «человеческой духовности», который отмечают философы в ХХ веке (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 565-567).

3. Анализ исторической динамики культуры позволяет выделить три основных типа культуры: доклассический, классический и постклассичекий. Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите основные черты каждого из указанных типов, учитывая, что в основе каждого типа лежит определенный способ отношения человека и природы и определенный набор жизненных ценностей.

Одним из явлений постклассической культуры оказался глобальный экологический кризис, который ставит современную цивилизацию («техногенная цивилизация») перед необходимостью отказа от позиций антропоцентризма, технократизма и глобальной экспансии человека. Так называемое «экологическое сознание» это не только «программа» выхода из данного кризиса, но и альтернатива существующей на сегодняшний день цивилизационной парадигме человеческого существования. Поясните, что включает в себя «экологическое сознание».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: