Семинарское занятие №2

1. Говорить о специфике человеческого бытия в целом возможно, если обратиться к особым «формам жизни человека», которые присущи ему независимо от временных, пространственных и социально-экономических условий существования. Речь идет о любви, творчестве, заботе, свободе, одиночестве, смерти, вере. Подумайте, как эти «собственно человеческие» формы существования связаны с событием «второго рождения» человека. Что такое «второе рождение»? Указанные формы человеческого существования обозначают как категории или экзистенциалы человеческого бытия. В чем особенность экзистенциального переживания; чем оно отличается от обычного психологического переживания человека?

Особым «подступом» к самому себе для человека оказывается одиночество. Подумайте, почему, философская антропология выделяет одиночество и связывает его с проблемой познания человеческого существования? Подумайте, в чем состоит отличие экзистенциального одиночества от одиночества социального? О чем говорит нам наше экзистенциальное одиночество? Поясните, почему экзистенциальное/метафизическое одиночества не может быть исключено из жизни человека и почему, изменяя ему, убегая от него, человек предает себя?

2. Поскольку человек есть вызов установившемуся, определенному в своих законах миру, то наиболее адекватной формой его собственного вызова миру оказывается творчество. Обратите внимание на то, что творчество должно пониматься не только как деятельность, связанная со сферой культуры или науки, сколько как способ жизни человека. Поясните, в чем особенность такого способа жизни? Как взаимосвязаны между собой деятельность и творчество? Почему можно говорить о том, что человек как деятельное существо, есть, прежде всего, творческое существо?

Рассмотрите основные характеристики творчества и его связь со свободой человека (творчество как реализация, воплощение не столько «свободы от», сколько «свободы для»), его связь с феноменом созерцания. Поясните, кто такой творец (образом творца является ребенок); в чем состоит смысл творчества с позиций философской антропологии?

3. Парадоксальность человеческого существования состоит в том, что «смерть оказывается необходимым условием жизни», «Богоданной мерой всех вещей», тем, что «воспитывает вкус к жизни», что может вызвать «чувство благоговения перед Бытием». Подумайте, почему смерть есть в мире человека, но не в мире животных?

Как и одиночество, смерть - неустранимый «элемент» человеческого существования и вместе с этим она непостижима в плане положительного/определенного целостного знания. Обратите внимание на связь смерти со свободой человека, с ответственностью, на обусловленность смертью уникальности и единичности судьбы человека. Поясните, почему смерть можно назвать «даром обретения себя»? Каким образом смерть оказывается связана со смыслом жизни (обратите внимание, что смысл жизни отличается от целей жизни). 

Подумайте, почему в условиях современной цивилизации мы сталкиваемся со своеобразным «изгнанием смерти»? Влечет ли это за собой забвение подлинности человеческого существования? Имеет ли значение экзистенциальное понимание феномена смерти для медицины?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: