Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Как раскрывает высказывание К.Ясперса сущность философского понимания человека: «Вопрос «Что такое человек?» никогда нельзя исчерпать в рамках того, что уже познано в нем, но можно только на собственном опыте испытать в первоистоке нашего мышления и поступания. Человек есть нечто существенно большее, чем он может знать о себе»?

2. Как Вы понимаете высказывание Р. Декарта о том, что «человек рождается дважды»?

3. Ф. Ницше полагал, что человек вообще еще не возник, в массе своей люди остаются супершимпанзе: в сравнении с обезьяной он более умный, более хитрый, более ловкий, но все равно обезьяна. Можно ли согласиться с позицией философа? Какие человеческие черты, с точки зрения Ф. Ницше, так и остались лишь потенцией, «заданием» для человека как супершимпанзе?

4. Прокомментируйте слова Ж. Батая: «Человек это казнение, война, тоска, безумие». Подумайте, почему так можно говорить о человеке?

5. В чем состоит риск человеческого существования?

6. Поясните следующее высказыванием М. Шелера: «То, что делает человека человеком, есть принцип, противоположенный всей жизни вообще».

7. Как Вы думаете, почему философы утверждают метафизичность природы любви? Не является ли философское понимание любви, представление о ней тем идеалом, который не может быть осуществлен в жизни?

8. Как Вы считаете, какая идея философской антропологии может быть проиллюстрирована следующим древнекитайским афоризмом: «Искать мудрость вне себя – вот верх глупости»?

9. Как бы Вы ответили на вопрос «Что такое человек?». Какая из существующих концепций, раскрывающих сущность человека Вам ближе? Почему?

10. Можно ли согласиться со следующим утверждением: «Когда жизнь складывается наперекор нашим желаниям, мир вокруг нас подобен лечебным иглам и целебным снадобьям: он незаметно врачует нас. Когда мы не встречаем сопротивления, мир вокруг нас подобен наточенным топорам и острым пикам: он исподволь ранит и убивает нас»? В чем состоит «мудрость мира», исцеляющая человека и в чем «уничтожающая сила мира»? Поясните, почему внешний мир может выступать для человека в столь разных качествах.

11. С точки зрения Р. Тарнаса, современность демонстрирует нам ситуацию близкой смерти современного, то есть западного человека (речь идет о типе мышления, о «человеке» западной традиции, как представителе современной культуры и современного мировоззрения). «Но человек не есть цель», - продолжает Р. Тарнас, ибо «потаенной страстью, снедавшей западное мышление, было воссоединение с истоками собственного бытия». Как Вы думаете, что ведет к смерти современного человека? Что такое «преодоление человека», с чем оно может быть связано? Как возможно для человека «воссоединение с истоками собственного бытия»?

12. Вл. Соловьев говорил о том, что сутью человеческого в человека является стыд, сострадание и благоговение перед высшим. Согласны ли Вы с этим?

13. Ж.-П. Сартр писал: «Я ответственен… за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю; выбирая себя, я выбираю человека вообще». Что значит в контексте данного высказывания «человек вообще»?

14. Как бы Вы прокомментировали следующее высказывание Э. Фромма: «Я верю, что каждый человек представляет все человечество. Все мы святые и грешники, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером»?

 

Тест для самопроверки

1. Родоначальники философской антропологии, как направления в немецкой философской мысли ХХ века

  1. М. Шелер
  2. З. Фрейд
  3. Б. Рассел
  4. Х. Плеснер
  5. К. Ясперс

2. Позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания

1. антропоцентризм

2. космоцентризм

3. теоцентризм

4. антропологизм

5. натурализм

 

3. Одно из центральных понятий философской антропологии, обозначающее конкретное бытие; существование в его простой фактичности __________________________.

4. Основоположник социобиологии

  1. Ф. Ницше
  2. Э. Уилсон
  3. И.П. Павлов
  4. Б. Поршнев
  5. Ж.-Ж. Руссо

 

5. Проблема человеческой личности становится одной из центральных проблем в философии

  1. Античности
  2. эпохи Возрождения
  3. Нового времени
  4. Просвещения
  5. Средневековья

 

6. Специфически человеческая форма активности, направленная на достижение сознательно поставленной цели –  ____________________.

7. Понятие «цивилизация» начинает использоваться

  1. в ХХ в.
  2. в конце XIX - начале XX вв.
  3. в XVIII в.
  4. в X в.
  5. в середине ХХ в.

 

8. Первоначальное значение понятия «культура»

  1. создание искусственной природы
  2. обработка, возделывание земли человеком
  3. цивилизованное поведение в обществе
  4. различные формы и виды искусства
  5. одна из ступеней развития общества

 

9. Совокупность неповторимых природных качеств характеризует человека

1. как личность

2. как индивидуальность

3. как индивида

4. как экзистирующее существо 

5. как субъекта

 

10. Понимание человека как микрокосма характерно для философии

1. средневековья

2. античности

3. позитивизма

4. Нового времени

5. марксизма

 

11. Согласно концепции креационизма человек           

1. ступень развития Абсолютного духа

2. является результатом взаимодействия 5 элементов

3. является результатом биологической эволюции

4. сотворен Богом

5. является закономерным этапом развития Вселенной

 

Основная учебная литература

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 531-551.

Губин В.Д. Философия: Учеб.пособие: элементарный курс/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С. 51-111.

Философия: Учебник/ под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. – М.: Академический Проект, 2004. С. 602-624.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики., 2008. С. 567-665.

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 190-229.

Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 312-335, 402-424.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания/ В.М. Найдыш. – М.: Гардарики, 1999. С. 398-413.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы/ В.Д. Губин. – М.: Омега – Л, 2006. С. 175-260.

Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека/ С.В. Алексеев, Ю. П. Пивоваров.- М.: ГОУ ВННМЦ МЗ РФ, 2001. С. 274-325


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: