Семинарское занятие №2

1. Философия истории тесно связна с социально-философским познанием общества. История рассматривается как особый процесс, отличный от процессов, существующих в мире природы, связанный с «законами созидательной человеческой деятельности». То есть история – это своеобразный модус существования общества как специфической реальности. В учебной литературе дана характеристика сущности «исторического» и раскрыта связь истории, закономерностей развития исторического процесса и социального бытия (вопрос о движущих силах истории есть одновременно вопрос о структурирующих элементах социального бытия). Поясните, почему одной из важных проблем философии истории является проблема смысла истории, цели ее движения

Существующие концептуальные модели истории (среди которых, прежде всего, выделяют формационную и цивилизационную концепции) призваны раскрыть основания и цель истории, а так же дать временную (концепции однолинейного развития, главным образом прогрессистского характера) или временно-пространственную (концепции «локальных цивилизаций») интерпретацию исторического процесса.

Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите и сравните между собой следующие исторические концепции:

А) Для Г. Гегеля и К. Маркс а история предстает единым всемирным однонаправленным процессом развития. Укажите причины и этапы развития истории в данных концепциях. Вспомните, что такое общественно-историческая формация (К. Маркса). Поясните следующие черты, которыми наделяется исторический процесс в данных концепциях

· универсальность механизмов развития человечества

· европоцентризм

· прогрессивный характер развития

Определите сильные и слабые стороны данных моделей истории

Б) Понимание нелинейности исторического процесса включает в себя идею цикличности развития (идея цикла) и теорию «локальных цивилизаций». Здесь центральной «исторической единицей» является «цивилизация». Именно с существованием разнообразных (во времени и пространстве) цивилизаций (или ее определенных типов) связано понимание истории как проявления многообразия, эквивалентности и вариативности развития человечества в целом. Основные положения теории «локальных цивилизаций» обозначены в концепции О. Шпенглера, А. Тойнби и Н.Я. Данилевского (См.: Губин В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С. 220-234; Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. С. 600-607).

О. Шпенглер. Рассмотрите его понимание культуры как исторической «единицы», а так же типологию и характеристику культур в истории в связи с идеей «душа культуры». Сам Шпенглер выделяет аполлоническую, фаустовскую и магическую душу; каковы характерные черты каждой из них? Сравните их между собой. Поясните соотношение культуры и цивилизации в данной концепции. Объясните, как «закат Европы» связан с закономерностью (стадиями) существования культуры.

А. Тойнби. Идея линейного прогрессивного развития заменена историческими циклами существования цивилизации. Одно из основных положений концепции А. Тойнби - идея «вызова-ответа». Поясните, каким образом данная идея раскрывает причины существования цивилизации. Определите значение «творческого меньшинства» в судьбе цивилизации.

В теории П. Сорокина раскрывается цикличность развития не столько отдельных цивилизаций, сколько мировой истории в целом как последовательно сменяющих друг друга культур – идеациональной, идеалистической и чувственной. Рассмотрите характеристики каждой из них и поясните, в чем видит кризис культуры П. Сорокин.

В) Особенность концепции многолинейного развития К.Ясперса состоит в синтезе двух моделей: всемирной истории и истории «локальных цивилизаций». В основе этого синтеза лежит идея «осевого времени». Обращаясь к учебной литературе, объясните, что такое «осевое время» и каково его значение для истории человечества. Рассмотрите схему мировой истории, предложенную К. Ясперсом и назовите некоторые черты современной исторической эпохи.

Обращаясь к концепциям многовариантности исторического процесса, определите его сильные и слабые стороны.

2. Взгляд на «конец истории» носит как «пессимистический характер» (Ф. Фукуяма: «Финал истории будет печальным периодом –… будет царить экономический расчет, решение утилитарных технических проблем, удовлетворение требований потребителей… наступит вековая скука»), так и «оптимистический» - Н. Бердяев ««Эпоха конца есть не только эпоха разрушения, но также и эпоха богочеловеческого творчества новой жизни и нового мира». Обращаясь к учебной литературе (Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. С. 439-455), объясните, в чем состоит проблема «конца истории» или «финала истории» для Н. Бердяева, Ф. Фукуямы. Как рассматривается данная проблема в рамках постмодернизма? Поясните, почему для современной исторической науки содержанием реальной историей становится история отдельного человека, а не история человечества. Подумайте, можно ли говорить об эвристичности идеи «конца истории»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: