Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Как Вы думаете, что хочет нам сказать о современном человеке Ж. Липовецки: «Современный человек утратил опору, он как бы вездесущ. Приходит новая стадия индивидуализма, который означает возникновение нового типа человека с повышенным вниманием к самому себе и своему телу… возникает индивидуализм, освобожденный от последних социальных и моральных ценностей…»?

2. Можете ли Вы согласиться, что именно в условиях современной цивилизации человечество стало представлять собой реальное Единство, которое проявляется в том, что сегодня «нигде не может произойти ничего существенного без того, чтобы это не затронуло всех. … если все прежние периоды кардинальных преобразований были локальны, … если при катастрофе в одной из… культур оставалась возможность, что человек будет спасен с помощью другой культуры, то теперь все происходящее абсолютно и окончательно по своему значению» (К. Ясперс).

3. Как Вы думаете, какую опасность для Я может представлять Другой?

4. Поясните следующее предостережение Л. Толстого: насилие достигнет своего апофеоза, когда будут полностью «воплощены в жизнь самые лучшие идеалы, которые знало человечество».

5. Какие положительные и отрицательные стороны, с Вашей точки зрения, присущи классическому и неклассическому подходам в рассмотрении «социального»?

6. В чем состоит принципиальное отличие человеческого общества от различных форм общежития у животных?

7. Б. Шоу высказал относительно категорического императива И. Канта следующее: «Не надо делать ближнему того, что ты хотел бы для себя: у него может быть другой вкус». Согласны ли Вы с этим? Как тогда следует поступать в отношении «ближнего»?

8. Вольтер говорил, что добродетели не бывают половинными – или они есть, или их нет. Согласны ли Вы с этим?

9. Можно ли согласиться с тем, что о вере лучше молчать, чем говорить?

10. Как Вы думаете, связана ли медицина и социально-философское знание?

11. Почему вера не нуждается в оправдании разумом?

12. Как Вы считаете, социальное бытие – это нечто чуждое, навязанное человеку или это имеет отношение к глубинным характеристикам самого человека?

 

Тест для самопроверки

1. «Политическим животным» называл человека

  1. К. Маркс
  2. Аристотель
  3. Г. Гегель
  4. Ф. Ницше
  5. Сократ

 

2. Утверждение о том, что источник общественных изменений – само общество характерно

1. для диалектико-материалистического подхода

2. для натураличстического подхода

3. для идеалистического подхода

4. для феноменологического подхода

 

3. Форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств - ____________________________.

 

4. Одно из центральных понятий феноменологической традиции, раскрывающее единство персональной и социальной реальности

  1. практика
  2. интерсубъективность
  3. труд
  4. структура
  5. эпохе

 

5. Культура и цивилизация противопоставляются друг другу в концепции

  1. О. Шпенглера
  2. А. Тойнби
  3. Ф. Броделя
  4. Н.Я. Данилевского

6. Представители натуралистического подхода в социальной философии

  1. М. Вебер
  2. Л. Мечников
  3. Т. Парсонс
  4. К. Маркс
  5. Ш. Монтескье

 

7. «Благоговение перед жизнью» - основной принципов этического учения

1. А. Швейцера

2. И. Канта

3. Конфуция

4. Аристотеля

5. Б. Спинозы

 

8. Термин «философия истории» был введен

1. Г. Гегелем

2. Вольтером

3. О. Контом

4. И. Г. Гердером

5. Аврелием Августином

 

10. Идеалистический подход в понимании общества характерен

  1. для С.Л. Франка
  2. для марксизма
  3. для Аврелия Августина
  4. для Д. Белла
  5. для Э. Дюркгейма

 

11. Чем определяется ценность человеческой жизни в биомедицинской этике:

1. социальным положением 

2. психической и физической полноценностью 

3. уникальностью и неповторимостью личности 

4. расовой и национальной принадлежностью

5. финансовой состоятельностью 

 

12. Под эсхатологией следует понимать

1. философское учение о первоначалах мира

2. христианское учение о конце истории

3. представление о будущем социальном порядке

4. философское учение о цели и движущих силах исторического процесса

5. учение о смысле человеческого существования

 

 

Основная учебная литература

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 457-502.

Губин В.Д. Философия: Учеб. Пособие/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С. 169-192, 214-256.

Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 495-532.

Философия/под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 287-308, 344-362.

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию/ В.Е. Кемеров. – М.: Академический проспект, 2001. С. 78-85, 124-149.

Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 357-381.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. С. 439-482.

 

Дополнительная литература

Бердяев Н.А. Я и мир объектов/ Н.А. Бердяев Дух и реальность. – М.: Издательство АСТ, 2003. - С.

Гаджиев К.С. Масса. Миф. Государство// Вопросы философии. – 2006. - №6..

Фромм Э. Бегство от свободы/ Фромм Э.Бегство от свободы; Человек для себя. – Мн.: ТЕН, 2000. С. 34-67.

Фукуяма Ф. Конец истории?// Вопросы философии. -1990. - №3.

Шпенглер О. Закат Европы/ О. Шпенглер. – М.: РОСТ, 1992. С. 23-55;76-102.

Русакова О.Ф. Историософия// Вопросы философии. – 2004. - №7.

Элен П. К философии «МЫ» у С.Л.Франка// Вопросы философии. -2000. -  №2.

Бехман Г. Современное общество как общество риска// Вопросы философии. – 2007. - №1.

Штекель К. Сообщество после субъекта. Православная интеллектуальная традиция и философский дискурс политического модерна// Вопросы философии. – 2007. - №8.

Эпштейн М.Н. От золотого правила – к алмазному. Об этике дара и различия// Человек. -2009. - №1.

Горохов В.Г. Наноэтика: значение научной, технической и хозяйственной этики в современном обществе// Вопросы философии. – 2008. - №8.

Бычков В.В. Феномен неклассического эстетического сознания// Вопросы философии. – 2003. - №10.

Иноземцев В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии// Вопросы философии. – 1998. - №9.

Козин Н.Г. Искушение либерализмом// Вопросы философии. – 2006. - №9.

Штекель К. Сообщество после субъекта. Православная интеллектуальная традиция и философский дискурс политического модерна// Вопросы философии. – 2007. - №8.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Назарчук А.В. Сетевое сообщество и его философское осмысление// Вопросы философии. – 2008. - №7.

Иноземцев В.Л. Социология Д. Белла и контуры современности// Вопросы философии. – 2002. - №5.

Тихонова С.В., Афанасьев И.А. Общество риска: мифологизация одной парадигмы// Человек. – 2009. - №3.

 

Ко 2 реферату

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней/ пер. С.А. Мальцевой. - СПб.: Петрополис. Т.4. 1997. С. 519-527.

Бубер М. Я и Ты/ Бубер М. Два образа веры. -  М.: Республика,1995. С. 15-93.

Элен П. К философии «МЫ» у С.Л.Франка// Вопросы философии. – 2000. -  №2.

 

 

К 3 реферату

Носачев П.Г. Постмодернистская философия религии У.Эко и Дж. Ваттимо о месте религии в современном мире// Вопросы философии. – 2009. - №1.

Зиммель Г. Религиозный элемент в отношениях между людьми/ Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. – М.: Наука. Ч.1. 1994. С. 129-140.

Бубер М. Затмение Бога/ Бубер М. Два образа веры. -  М.: Республика,1995. С. 377-398.

Степин В.С. Философия религии в социокультурном контексе// Вопросы философии. – 2008. - №.7.

Шахов М.О. Реализм как общая основа религиозного и научного знания// Вопросы философии. – 2008. - №10.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: