Семинарское занятие №1

1. Необходимо отметить, что общество является достаточно сложным явлением, поэтому оно является объектом рассмотрения различных наук: социологии, политологии, истории, социальной психологии, теории государства и права и т.д. Однако знание об обществе в социальной философии не есть сумма тех знаний, которые представлены в существующем комплексе знаний общественных наук. Для социальной философии общество есть некая целостность (особое, отличное от мира природы, Космоса, диалектическое единство многого), особый «сверхличный»/ «надындивидуальный» феномен, существующий по своим законам и обладающий своими особыми качественными характеристиками. Поясните «надындивидуальный» характер общества. Обратите при этом внимание на то, что общество есть специфичный вид отношений, «вид взаимодействия…, как особый вид мирового бытия, а потому и как объект особой науки» (П. Сорокин).

Назовите проблемы, которые стоят перед социальной философией. Отличается ли рассмотрение общества в философии от его рассмотрения в рамках отдельных специализированных наук (истории, социологии, политологии)? Объясните, почему философское постижение феномена «социального», которое оказывается на первый взгляд абстрактным и слишком неконкретным знанием, является не менее значимо, чем научное?

2. Проблема общества в социальной философии требует прояснения того, что представляет собой социальное. Иначе говоря, это вопрос о том, что собственно позволяет быть обществу, что является его неизменным arche.

Необходимо отметить, что античные представления о социальном бытии еще не являются собственно социально-философским знанием. Подумайте, почему. Лишь в средневековой философии социальное бытие рассматривается как самостоятельное явление в рамках конкретных исторических условий (идея историзма). Общество представляет собой место борьбой мирского (тварного) «града Земного» и небесного – «града Божьего», Церкви. Результатом этой борьбы, протекающей во времени должно было быть становление Царства Божьего. Таким образом, здесь социальное (общество) предвосхищает (но само не является!) «Царство Христово». 

В эпоху Нового времени была стерта дистанция между земным и небесными «градами», и был поставлен вопрос об «естественных» предпосылках и движущих силах существования и развития общества. В итоге складываются ряд философских концепций, среди которых выделяют: диалектико-материалистическую, натуралистическую, идеалистическую (см.: Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 287-291). Охарактеризуйте каждый из подходов, что они говорят о сущности социального.

Все многообразие философских подходов к определению обществу можно свести к двум фундаментальным подходам: классическому (новоевропейская социально-философская мысль, Г. Гегель, К. Маркс) и постклассическому (представители социальной философии ХХ века). Обратитесь к учебной литературе и сравните основные характеристики общества, выделяемые в рамках каждого подхода (см.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 462-469).

Поясните, что нам дает для понимания сущности социального выделение механического (общество, «Оно») и органического (общность, «МЫ», соборность) типов социальной целостности. Как это раскрывает сущность взаимосвязи «человек - общество», субъективного – сверхсубъективного? Поясните, что такое интерсубъективность. Какую особенность социальной философии ХХ века выражает данное понятие, что оно говорит о сущности социального?Как данное понятие раскрывает отличие человеческих социальных взаимодействий от взаимодействий в мире животных.

3. Общество представляет собой реальность, в создании которой принимает участие человек. Однажды возникнув, оно постепенно начинает определять дальнейшее существование людей, поскольку является слаженным самоорганизующимся целым, системой, где взаимосвязи между элементами определяют ход развития.

Элементами общества как системы являются:

· деятельные субъекты

· предметные средства производительной деятельности деятельных субъектов

· информация на предметных носителях

· устойчивые организационные связи.

Слаженное взаимодействие всех элементов социума, которому они подчиняются, обозначают «социальным порядком». Поясните, как обеспечивают социальный порядок социальные институты, социальная иерархия, традиция и нормы, культурные образцы, право и закон, социальная деятельность.

Подумайте, чем можно объяснить существование различных сфер жизни общества? Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите характеристики и значение в жизни общества сферы материального производства (экономика), сферы духовного производства (культура), социальной сферы, политической сферы. (См.: Философия: Учебник/ под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. – М.: Академический Проект, 2004. С. 502-509, 524-530). Каково значение в жизни общества природного фактора? Влияет ли он на отдельные сферы социальной жизни? Объясните, как взаимодействие всех указанных сфер жизни общества может приводить к тем или иным изменениям, являться источником саморазвития общества.

Рассмотрение общества как системы со своей особой организацией, существующей и изменяющейся во времени, дает возможность создать своеобразную типологию общественных организаций. Так теория постиндустриального общества Д. Белла, концепция «третьей волны» О. Тоффлера, «теория модернизации» раскрывают нам причины динамики развития общества. Рассмотрите каждую из теорий; какие причины развития они называют. Сравните данные теории друг с другом; что проясняет каждая из них? Поясните, в чем состоит особенность современного состояния общества (см.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 475-486; Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. С. 473-482).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: