Общенаучные методы | Конкретно научные методы | |
Теоретические | эмпирические | |
общетеоретические: • абстракция и конкретизация; • анализ и синтез; • сравнение; • противопоставление; индукция и дедукция; социологические: анкетирование; | • анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности; • анализ понятийнотерминологической системы; • метод аналогий; • построение гипотез; | • наблюдение; • беседа; психолого- педагогический консилиум; • изучение и обобщение опыта; психолого- педагогический экспери- |
Чаще всего выделяют группу методов эмпирического исследования, основанного на опыте, практике, эксперименте, обработке материалов, и методы теоретического исследования, связанные с абстрагированием, построением моделей, анализом и синтезом и др. В реальности при проведении исследования все методы взаимосвязаны, дополняют друг друга.
Наряду с методами исследователь использует конкретные методики, которые зависят от условий, особенностей возниконовения и развития исследуемого явления. Метод анкетирования конкретизируется в методику – анкету; метод беседы в конкретной ситуации становится методикой. Существует множество готовых опросных, социометрических методик, которые исследователь может использовать в готовом или адаптированном варианте.
|
|
При педагогическом исследовании важно отобрать методы, разработать и грамотно использовать методики, отражающие его специфику. Выбор методов обусловлен следующим:
- неоднозначностью протекания педагогических процессов, множественностью факторов, одновременно влияющих на их результаты, что требует использования разнообразных взаимодополняющих исследовательских методов и приемов, проверки и перепроверки полученной информации;
- неповторяемостью педагогических процессов в отличие от исследований в области естественных наук, где есть возможность многократного повторения опытов и экспериментов (педагогический процесс, педагогическую ситуацию, эксперимент воспроизвести «в чистоте» практически невозможно, что требует от исследователя корректности в формулировке обобщений и выводов)[27].
При выборе методов и методик исследования следует руководствоваться следующими принципами:
- соответствия методов цели и задачам исследования;
- совокупности методов исследования – для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов;
- адекватности методов существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя;
|
|
- запрета на использование исследовательских методов и методик, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред испытуемым, образовательно-воспитательному процессу[28].
Следующая часть характеристики исследования – это база исследования. Здесь указываются учреждения, где собиралась информация по проблеме исследования, а также дается количественная и качественная характеристика участвующих в исследовании испытуемых и респондентов. Особо выделяется база опытной или экспериментальной работы.
Раздел «Научная новизна исследования» строго соотносится с задачами и строится в следующих формулировках: разработаны (например, основы чего-то), раскрыты (допустим, состав и структура чего-либо), обоснованы (положения о том-то и о томто), определены (педагогические условия чего-то), установлены (критерии…) и т. д. В этом разделе необходимо чётко обозначить, что сделано из того, что не сделано другими, какие результаты получены впервые исследователем.
С разделом «Научная новизна» связан раздел «На защиту выносится», который должен дать ответ на вопрос: что защищается? Или – что является предметом защиты? Данный раздел может быть построен двумя способами. Вариант первый, когда
диссертант пишет: «На защиту выносятся положения о том-то, о том-то и о том-то»... В этом случае фактически формулируются основные выводы исследования, выраженные в форме некоторой совокупности (трех – пяти) определенных утверждений.
Другой подход, когда этот раздел формулируется в перечислении определенных созданных исследователем конструкций, – на защиту выносятся: принципы (совокупность принципов); требования (система требований к чему-либо); обоснование чего-либо; условия (педагогические, дидактические условия, группы условий) осуществления чего-то; содержание (основное содержание) обучения чему-то; модель; схема; методы (методические приемы, совокупность методических приемов) чего-то; процедура осуществления чего-то; критерии (совокупность критериев) эффективности чего-то и т. д. Данный раздел раскрывает все, что удалось сделать исследователю.
Естественно, эти последние два раздела: «На защиту выносится» и «Научная новизна исследования» тесно взаимосвязаны, они говорят об одном и том же, только с разных позиций, в разных аспектах. Каждое положение научной новизны разворачивается, конкретизируется. В научной новизне, например, заявляется о том, что выявлены педагогические условия, а в положении, выносимом на защиту, эти условия раскрываются.
Принято также говорить о теоретической значимости исследования. В этом разделе отмечается, какой вклад сделан исследователем в психолого-педагогическую науку: в методологию, теорию и методику; какие положения дополняют, развивают существующие концепции, теории, идеи.
Важной характеристикой исследования является его практическая значимость, т. е. те результаты исследования, которые можно использовать специалистам в практической деятельности. Это могут быть конкретные методические разработки и учебнометодические материалы: авторские программы курсов и спецкурсов, программы обучения и воспитания по решению исследуемой проблемы, сборники упражнений, комплексы заданий и задач, разработки занятий, тренингов, семинаров, методики диагностики и др.
Раздел «Достоверность и обоснованность результатов исследования» включает те теоретические и методические основания, на которых строится исследование (они не должны противоречить друг другу); отражает подходы к выбору методов исследования, их соотношение; показывает масштабы, длительность проведения исследования и экспериментальной (опытноэкспериментальной) работы, убедительность полученных результатов, их подтверждение в различных условиях, широту и успешность апробации и внедрения результатов проведенного исследования.
|
|
Описание апробации и внедрения результатов исследования не вызывает сложности у исследователя, но тем не менее очень важно ёмко и конкретно представить этот раздел, чтобы показать достоверность проведенного исследования, вклад автора в распространение результатов исследования. Здесь целесообразно отразить следующее: участие в конференциях (международных, федеральных, региональных), проведение авторских семинаров, курсов, выступления в различных научных обществах, коллективах, работу в проблемных, творческих научных коллективах и лабораториях, временных научноисследовательских коллективах, руководство работой проблемных групп и т. п., а также количество, виды и объёмы основных публикаций по теме исследования.
Итак, любое научное исследование необходимо представить с помощью методологических характеристик, которые уточняются по ходу исследования.
К научному аппарату исследования предъявляются следующие требования: логичность, непротиворечивость, внутренняя согласованность, что означает непротиворечивую и логичную взаимосвязь всех основных характеристик исследования, в частности:
а) проблемы, цели, предмета исследования;
б) цели, задач, научной новизны и положений, выносимых на
защиту, выводов по проведенному исследованию;
в) задач и методов исследования и т. д.
Схематично можно представить взаимосвязь основных характеристик исследования следующим образом (см. схему 3).
Предлагаем конкретный пример описания научного аппарата исследования, с помощью которого можно проследить соблюдение требований, предъявляемых к описанию исследования в целом и отдельных его характеристик.
Схема 3 Взаимосвязь основных характеристик исследования
вания
Грамотность научного аппарата исследования, с одной стороны, обеспечивает качество проведения исследовательской работы, а с другой – подтверждает уровень методологической культуры исследователя.
|
|