Краткая характеристика принципов исследования

  Сущность принципа Требования и правила реализации принципа
Принцип объективности Всестронний учет порождающих то или иное явление факторов, условий, в которых они развиваются, адекватность исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте, исключение субъективизма и предвзятости в подборе и оценке фактов Доказательность, обоснованность исходных посылок, логики исследования и его выводов; альтернативный характер научного поиска (выделение и оценка всех возможных вариантов решения, выявление различных точек зрения на исследуемый вопрос)
Принцип сущностного анали- за Соотнесение в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновение в их внутреннюю структуру, раскрытие законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного их изменения. Движение мысли от описания к объяснению, к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов 1. Необходимость учета непрерывного изменения, развития исследуемых элементов и педагогической системы в целом.  2. Выделение основных факторов, определяющих результаты процесса, установление взаимосвязи основных и второстепенных факторов.  3. Раскрытие противоречивости изучаемого предмета, его количественной и качественной определенности, взаимосвязи и взаимоперехода количественных и качественных умений.  4. Движение к более высоким стадиям развития с сохранением всего положительного
Генетический принцип Рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявление моментов смены одного уровня функционирования другим 1. Учет непрерывности изменения изучаемых явлений.  2. Выявление механизмов возникновения свойств и тенденций их развития
Принцип единства логического и исторического Сочетание изучения истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объек- Преемственность, учет накопленного опыта, традиций, научных достижений прошлого
  Сущность принципа Требования и правила реализации принципа
  та в его современном состоянии), а также перспектив его развития  
Принцип концептуального единства Единство определенного, принятого как верное, и неопределенного, изменчивого 1. Ориентация на определенную концепцию, непротиворечивые положения; 2. Проверка, развитие, корректировка исходных положений в ходе поиска
Принцип целостности Вычленение в целях специального изучения отдельных сторон, элементов, отношений психолого- педагогического процесса можно производить лишь условно, временно; постоянно соотносятся получаемые результаты с ходом всего процесса в целом Осторожность формализации, сочетание аспектного, под определенным углом зрения, анализа с многоаспектностью, многоплановой интерпретацией его результатов
Принцип сочетания сущего и должного (В. В. Краевский) Обязательное соотнесение плана должного и плана сущего, объяснительных и прогностических элементов в исследовании, возможны исследования, в которых одна из сторон или функций выступает как ведущая Оценка исследуемого явления в соответствии с нормой (или идеалом), учет состояния теории и практики

 

Сравнение основного содержания методологических подходов и принципов свидетельствует о их тесной взаимосвязи и некотором смысловом совпадении, что объясняется сходным толкованием, содержательным совпадением понятий «подход» и «принцип». 

Между ними трудно провести четкую грань, поэтому и среди авторов нет единого мнения о рассмотрении подходов и принципов исследования. Тем не менее знание и учет подходов и принципов при проведении исследования позволяют соединить теорию, науку и практику. Они дают научно обоснованные ориентиры при организации и проведении исследования. 

Вопросы для самоконтроля и обсуждения 1. Что такое «методология научного исследования»?

2. Какие уровни методологии Вы будете учитывать в своем исследовании и почему?

3. Как взаимосвязаны методологические подходы и принципы исследования?

4. Что значит: «определить методологию исследования»?

5. Как соотносятся теоретическая и методологическая база исследования?

 

Практические задания

1. Приведите примеры учета разных уровней методологии в своем исследовании. 

2. Схематично представьте взаимосвязь методологических подходов и принципов исследования. 

3. Проанализируйте реализацию методологических подходов или принципов на примере своего исследования. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: