Сущность принципа | Требования и правила реализации принципа | |
Принцип объективности | Всестронний учет порождающих то или иное явление факторов, условий, в которых они развиваются, адекватность исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте, исключение субъективизма и предвзятости в подборе и оценке фактов | Доказательность, обоснованность исходных посылок, логики исследования и его выводов; альтернативный характер научного поиска (выделение и оценка всех возможных вариантов решения, выявление различных точек зрения на исследуемый вопрос) |
Принцип сущностного анали- за | Соотнесение в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновение в их внутреннюю структуру, раскрытие законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного их изменения. Движение мысли от описания к объяснению, к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов | 1. Необходимость учета непрерывного изменения, развития исследуемых элементов и педагогической системы в целом. 2. Выделение основных факторов, определяющих результаты процесса, установление взаимосвязи основных и второстепенных факторов. 3. Раскрытие противоречивости изучаемого предмета, его количественной и качественной определенности, взаимосвязи и взаимоперехода количественных и качественных умений. 4. Движение к более высоким стадиям развития с сохранением всего положительного |
Генетический принцип | Рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявление моментов смены одного уровня функционирования другим | 1. Учет непрерывности изменения изучаемых явлений. 2. Выявление механизмов возникновения свойств и тенденций их развития |
Принцип единства логического и исторического | Сочетание изучения истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объек- | Преемственность, учет накопленного опыта, традиций, научных достижений прошлого |
Сущность принципа | Требования и правила реализации принципа | |
та в его современном состоянии), а также перспектив его развития | ||
Принцип концептуального единства | Единство определенного, принятого как верное, и неопределенного, изменчивого | 1. Ориентация на определенную концепцию, непротиворечивые положения; 2. Проверка, развитие, корректировка исходных положений в ходе поиска |
Принцип целостности | Вычленение в целях специального изучения отдельных сторон, элементов, отношений психолого- педагогического процесса можно производить лишь условно, временно; постоянно соотносятся получаемые результаты с ходом всего процесса в целом | Осторожность формализации, сочетание аспектного, под определенным углом зрения, анализа с многоаспектностью, многоплановой интерпретацией его результатов |
Принцип сочетания сущего и должного (В. В. Краевский) | Обязательное соотнесение плана должного и плана сущего, объяснительных и прогностических элементов в исследовании, возможны исследования, в которых одна из сторон или функций выступает как ведущая | Оценка исследуемого явления в соответствии с нормой (или идеалом), учет состояния теории и практики |
|
|
|
|
Сравнение основного содержания методологических подходов и принципов свидетельствует о их тесной взаимосвязи и некотором смысловом совпадении, что объясняется сходным толкованием, содержательным совпадением понятий «подход» и «принцип».
Между ними трудно провести четкую грань, поэтому и среди авторов нет единого мнения о рассмотрении подходов и принципов исследования. Тем не менее знание и учет подходов и принципов при проведении исследования позволяют соединить теорию, науку и практику. Они дают научно обоснованные ориентиры при организации и проведении исследования.
Вопросы для самоконтроля и обсуждения 1. Что такое «методология научного исследования»?
2. Какие уровни методологии Вы будете учитывать в своем исследовании и почему?
3. Как взаимосвязаны методологические подходы и принципы исследования?
4. Что значит: «определить методологию исследования»?
5. Как соотносятся теоретическая и методологическая база исследования?
Практические задания
1. Приведите примеры учета разных уровней методологии в своем исследовании.
2. Схематично представьте взаимосвязь методологических подходов и принципов исследования.
3. Проанализируйте реализацию методологических подходов или принципов на примере своего исследования.