Условия выбора необходимого числа экспериментальных объектов

Исследователь, планируя педагогический эксперимент, всегда пытается определить эффект от его воздействия на некоторую определенную совокупность студентов и преподавателей (например, одной специальности или одного факультета, одного какого-нибудь вуза или вообще вузов конкретного профиля в масштабах региона). Однако он не может «задействовать» в экспериментальных исследованиях всю интересующую его совокупность. 


Схема 7 Этапы и функции эксперимента [69]

 

Перед исследователем всегда встает вопрос: сколько воспитанников включить в эксперимент, сколько педагогов должно участвовать в нем? Ответить на этот вопрос значит осуществить репрезентативную (показательную для всей совокупности) выборку числа экспериментальных объектов. 

Выборка должна, во-первых, быть представительной с точки зрения охвата экспериментуемых. Задачи эксперимента и число объектов, включаемых в него, тесно взаимосвязаны и могут влиять друг на друга. Однако решающим элементом все же являются задачи эксперимента, которые педагог намечает заранее.

Именно они определяют необходимый характер выборки. 

Далее исследователю необходимо сузить число экспериментальных объектов до минимально необходимого. Для этого следует учесть тему исследования. Если речь идет, например, о проверке методики изучения какой-то темы по курсу или предмету, то в данном случае можно ограничиться одним экспериментальным и одним контрольным классом. В экспериментальном классе проводятся необходимые изменения в соответствии с разработанной системой, а в контрольном идет обычный процесс. 

Если педагог-исследователь хочет выявить типичные причины неуспеваемости учащихся современной школы, то ему придется собрать информацию об учащихся каждой возрастной группы, из городских, сельских школ, о неуспеваемости мальчиков и девочек и др. В этом случае специальным опросом надо получить данные о причинах неуспеваемости школьников всех классов с первого до выпускного. 

Когда речь идет об эксперименте по воспитательным проблемам, то здесь возможны случаи, когда в эксперимент вовлекаются лишь 30–40 человек (при такой выборке возможно обрабатывать статистические данные). 

Если же исследователь разрабатывает рекомендации для целой возрастной группы, то в эксперимент надо включать представителей каждого отдельного возраста. 

Уравниваемыми условиями проведения эксперимента называются условия, обеспечивающие сходство и неизменность протекания эксперимента в контрольных и экспериментальных классах. К уравниваемым условиям обычно относятся: состав участников эксперимента (примерно одинаковый в экспериментальных и контрольных классах или группах); педагог (один и тот же учитель или ведет занятия в экспериментальных и контрольных группах или педагог, осуществляющий воспитательную или социальнопедагогическую деятельность); учебный материал (одинаковый круг вопросов, равный объем); равные условия воспитательной или социально-педагогической работы и т. д. 

Л. В. Занков считает, что уравнивание состава нереально, методологически ложно и практически недостижимо. Поэтому на практике, как правило, отбираются группы примерно равные по общей успеваемости или по уровню воспитанности. Если в условиях данного учебного заведения нельзя подобрать две примерно равные по этим показателям группы, в качестве экспериментальной принято брать группу с более низкой успеваемостью или уровнем воспитанности: в случае получения положительных результатов в итоге экспериментальной работы эти результаты будут более убедительными. Что касается уравнивания условий, связанных с преподаванием, то во всех случаях желательно, чтобы занятия и в контрольной, и в экспериментальной группах вел один и тот же преподаватель или сам экспериментатор. 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: