Результаты пробного тестирования обрабатываются в соответствии с ключом – правильными вариантами ответов, содержащимися в инструкции для пользователя. Для удобства обработки результаты заносятся в специальную таблицу – матрицу тестовых результатов.
Оценка качества тестовых заданий и теста в целом с помощью статистических методов
Статистическая обработка полученных результатов дает возможность определить количественные характеристики тестовых заданий и всего теста, что позволяет использовать тест как научно-обоснованный, объективный инструмент педагогических измерений. Чаще всего статистическая обработка результатов тестирования проводится с помощью специального программного обеспечения.
В статистическую обработку теста входит:
1. Анализ каждого тестового задания:
1.1. индекс трудности тестового задания,
1.2. индекс дискриминативности тестового задания, 1.3. дистракторный анализ.
2. Анализ теста в целом:
2.1. построение графика частотного распределения,
2.2. определение мер центральной тенденции,
2.3. проверка теста на надежность,
2.4. проверка валидности теста,
2.5. разработка тестовых норм (для нормативноориентированного теста).
В образовании чаще всего разрабатываются критериальноориентированные тесты, для которых важно проводить анализ каждого тестового задания, поэтому остановимся подробнее на этом этапе. Анализ теста в целом вы можете найти в книге.[77]
Для облегчения анализа тестовых заданий ответы испытуемых на каждый вопрос, заносятся в матрицу первичных результатов. Если результат сравнивался с ключом, он заносится в дихотомической системе (1 – правильно, 2 – неправильно). Во всех других случаях в таблицу заносятся баллы, полученные при ответе на каждый вопрос. В таблице 21 приведен пример матрицы, в которую занесены первичные результаты пяти испытуемых, выполнявших тест, состоящий из 10 вопросов, ответы преобразованы в дихотомическую систему (табл. 21).
Таблица 21