В окончательном варианте методика содержит 20 утверждений, направленных на выяснение стремления учителя к пробуждению любопытства учащихся и индивидуализации обучения.
Адаптация проводилась следующим образом[80]:
1. Проведен экспертный опрос на отражение каждым из пунктов критериев партнерской позиции. Экспертами выступали четыре преподавателя ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, ознакомленные с содержание исследования. По результатам опроса были исключены два утверждения, не соответствующие целям исследования. Каждое из оставшихся 20 утверждений, по мнению экспертов, напрямую отражает первый, второй и четвертый критерии партнерской позиции и косвенно отражает третий. Таким образом, данная методика может быть направлена на диагностику уровня выраженности партнерской позиции.
Методика диагностики уровня партнерской позиции педагога
Утверждения | Очень часто | Час- то | Иногда | Ред- ко |
1. Я разрешаю ученикам садиться на любое место в классе, перемещаться по классу и создаю максимальное взаимодействие между учащимися. | ||||
2. Я делаю так, что мои ученики могут использовать максимально большое количество материалов и ресурсов в ходе обучения. | ||||
3. Мои введения к урокам представляют собой проблемы, спорные вопросы, разногласия и противоречия для стимулирования мыслительной деятельности учащихся. | ||||
4. Я поощряю свободное реагирование учеников и только слегка направляю их. | ||||
5. Ученики говорят на уроках больше, чем я. | ||||
6. Когда я объясняю материал, я задаю больше вопросов, чем рассказываю. | ||||
7. Я сознательно использую идеи, высказанные учениками, и основываю мои следующие вопросы на них. | ||||
8. Я перенаправляю вопросы учащихся так, что они сами ищут на них ответы. | ||||
9. Мои вопросы поощряют учащихся обосновывать свои идеи, опираясь на имеющийся у них опыт. | ||||
10. Диалог в классе организуется так, что приветствуется открытость и наличие различных точек зрения. | ||||
11. Я не тренирую умения и навыки специально, а включаю их развитие в учебный процесс. | ||||
12. Я поощряю точные вопросы на основе сделанного утверждения. | ||||
13. Я одобряю учеников, которые выясняют смысл вариантов решения проблемы и позиций, на которых они стоят. | ||||
14. Я побуждаю учеников осознавать личные, социальные и политические основания различных позиций, намерений и установок. | ||||
15. Я поощряю, когда ученики высказывают свои собственные ценностные и политические позиции, которые они могут понять и отстоять. | ||||
16. Я использую оценивание в классе как способ улучшения обучения. | ||||
Утверждения | Очень часто | Час- то | Иногда | Ред- ко |
17. Результаты оценивания помогают мне корректировать свой стиль преподавания. | ||||
18. Я оцениваю не только знания, которые приобрели учащиеся, но и многие другие аспекты их развития. | ||||
19. Я обсуждаю с учащимися не только их сильные стороны, но и области на которые и я, и учащиеся должны обратить внимание, должны усовершенствовать. | ||||
20. Учащиеся знают, что обучение не заканчивается после того, как человек уходит из стен школы. |
Напротив каждого из утверждений необходимо выбрать один вариант ответа: «очень часто» (впоследствии оценивается 4 балами), «часто» (3 балла), «иногда» (2 балла), «редко» (1 балл). Минимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 баллов, максимальное – 80 баллов.
|
|
|
|
2. Для проверки надежности было использовано ретестирование. Период для повторного тестирования был выбран достаточным для того, чтобы испытуемые забыли свои ответы. В то же время, оба тестирования проводились в течение одного учебного года, что создавало условия для однородности поведения испытуемых. Проверка на надежность проводилась на выборке педагогов и студентов в 2004 и 2005 году с интервалом в 4–5 месяцев. Выборка состояла из 54 человек: 23 педагога (стаж работы от 0 до 39 лет) и 31 студент 2–5 курсов и магистратуры, из них 9 мужчин и 45 женщин. Результаты испытуемых при первичном и повторном тестировании: X1 = 56,3913; X2 = 58,91304; σ = 2,652174.
Ретестовая надежность подсчитывалась по двум коэффициентам с использованием программы STATISTICA’99:
– Коэффициент корреляции моментов Пирсона (табл. 22).
Таблица 22
Результаты подсчета коэффициента корреляции Пирсона для определения ретестовой надежности
Mean | Std. Dv. | r(X,Y) | rІ | T | P | |
VAR1 VAR2 | 55,00000 57,83333 | 5,676831 5,514133 | ,229047 | ,052463 | 1,696790 | ,095715 |
N | Constant dep: Y | Slope dep: Y | Constant dep: X | Slope dep: X | ||
54 | 45,59680 | ,222482 | 41,36260 | ,235805 |
Обозначения: VAR1 – результаты выборки при повторном тестировании.
VAR2 – результаты выборки при повторном тестировании.
Для выборки в 54 человека коэффициент r оказался значимым при p = 0,095, что при таком объеме выборки можно считать достаточным.
– для шкал порядка (каковой является наша методика) также возможно использование t-критерия Стьюдента, что и было сделано в нашем случае. Был произведен расчет для зависимых выборок (табл. 23).
Таблица 23